Новости и комментарии / Металлы

Гендиректор «Русала» Евгений Никитин: «В России надо построить алюминиевый автомобиль»

Почти год назад, в апреле 2018 года, российский холдинг «Русал» попал под санкции США вместе с другими компаниями, связанными с бизнесменом Олегом Дерипаской. Только в январе этого года ограничения с компании, которая имеет два крупных алюминиевых завода в Иркутской области, были сняты. О том, какие цели и задачи ставит для себя «Русал» на новом этапе развития, в интервью ТАСС в ходе Красноярского экономического форума рассказал генеральный директор Евгений Никитин.

— Почти весь прошлый год «Русал» находился под жесткими санкциями. Сейчас, когда ограничения сняты, как вы оцениваете этот период для компании и для себя?

— Естественно, из-за санкций были трудности с финансированием, с поставками и продажами алюминия. Но на протяжении всего этого времени менеджмент компании был настроен на то, что производство должно работать, а рабочие места должны быть сохранены — в компании более 60 тыс. человек. И я считаю, что мы со своей задачей справились — все рабочие места сохранены, объемы производства тоже. Но главное, что сохранили потенциал развития, не потеряли технологии. Сегодня у нас задача — выйти на ту траекторию развития, которая была до санкций. 

— Каким вы видите «Русал» в среднесрочный период? Изменится ли его сырьевая ориентация? 

— Не соглашусь с тем, что «Русал» — сырьевая компания. Если брать период до 2018 года, мы уже в то время выпускали более 50% [от всей продукции] в виде сплавов. Это уже не первичный алюминий, не сырье, это один шаг до готового изделия. И у нас цель — в 2020 году выйти на эти показатели и дальше продолжать наращивать выпуск сплавов. Поэтому цель остается прежней — мы должны переходить от первичного алюминия к сплавам. 

— Какие цели у «Русала» на 2019 год? Как я поняла, остается цель производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Какой у вас конкретный план по этой продукции на 2019 год и в целом?— На 2019 год мы ожидаем, что доля продукции с высокой добавленной стоимостью будет больше, чем в 2018 году.  Но в 2020-м мы уже должны выйти на уровень 2017 года — то есть более 50%. Вообще, цель у нас — увеличить реализацию ПДС до более 60% [от всей продукции].  — До санкций на экспорт отправлялось практически 80% продукции, из них приблизительно 60% приходилось на Европу и США. Какие рынки наиболее интересны для «Русала» сегодня и есть ли цель как-то диверсифицировать экспортные направления?  

— У нас есть цель восстановить все экспортные поставки. Основным [экспортным] рынком для нас была и остается сейчас Европа, далее практически пополам — американский и азиатский рынки. Естественно, мы на этих рынках будем восстанавливать свое присутствие примерно в тех же объемах. Смотрим все возможности, которые нам открываются сегодня, разные варианты. И главный рынок для нас — это внутренний рынок. 

— Объем отгрузок в Европу и в США, который был до санкций, пока еще не восстановлен? — Объем полностью восстановлен по алюминию. Не восстановлен пока по сплавам, но мы работаем над этим. — А какая отрасль сегодня — основной потребитель алюминия?

— Драйвером уже несколько лет остается автомобильная отрасль. Также прирастают фактически все сектора, мы внимательно за этим следим. И энергетический сектор подрос, и строительный сектор, и машиностроение, не включая даже автомобильное, растет, потому что алюминий начинает использоваться и в железнодорожных вагонах, и в цистернах, то есть идет развитие практически всех секторов.

На самом деле алюминий используется везде, просто мы это не всегда замечаем. Допустим, часы — они уже наполовину алюминиевые. Телефоны, ноутбуки — это в обиходе. Мы просто привыкаем и перестаем обращать внимание. К примеру, старшее поколение имеет дачи, на дачах теплицы. А каркас в теплицах сделан из алюминия. Это легкий экологичный материал, который потом может перерабатываться много раз. Жизненный цикл длинный, и возможностей использования много, поэтому, естественно, потребление алюминия будет только расти.  

— А какими могут быть именно большие новые проекты, аналогичные внедрению проводки? 

— Мы построили в Нижнем Новгороде два моста, установлены два моста накануне Универсиады в Красноярске, несколько мостов уже есть в Москве. Мосты — это важная часть инфраструктуры.Автомобили. У нас в России еще алюминиевых автомобилей не производят, а надо делать. Как пример, сейчас правительство обсуждает возможность открытия большого литейного центра — содействовать этому будет Алюминиевая ассоциация. Алюминиевые центры, где возможна выплавка автокомпонентов, литья под высоким и низким давлением, — это, опять же, новые технологии, новые знания, новые компетенции для нас, для России, которые должны получать очень широкое развитие, чтобы продукция отечественных производителей была конкурентоспособна. Я еще раз повторю — железнодорожный транспорт очень сильно развивается во многих странах, например в скоростных поездах очень много применяется алюминия, потому что это выводит эту продукцию на новый уровень качества и комфорта.

— Какие цены и спрос на алюминий вы прогнозируете в этом году?  

— Спрос будет расти, и по ценам во втором полугодии, скорее всего, начнется рост. 


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное