Новости / Свое дело

Туроператор, пастух и фермер: три в одном

«Эко-базар» – производство и продажа экологически чистых продуктов для Сергея Перевозникова далеко не первый бизнес. И не единственный: под его началом до сих пор работает база отдыха «Заречное» с собственной конюшней в активе. К конному поголовью пару лет назад бизнесмен добавил несколько видов коров, затем докупил кур, договорился с местными жителями о поставке овощей и байкальской рыбы и, в конце концов, запустил интернет-магазин, торгующий натуральными продуктами с Ольхона.

Еще в 2007 году Сергей, перечисляя свои многочисленные занятия — запуск первой в Иркутске сети маршрутных такси, торговля металлопрокатом, бизнес туроператора и коневодство в имении «Заречное» — зарекался от нового старт-апа. «Но от себя не уйдешь — я предприниматель и постоянно должен что-то предпринимать», — смеется Перевозников. 

Шутки шутками, а доходы текущих проектов, «завязанных» на туристической нише, жестко лимитированы, и, по твердому убеждению бизнесмена, нет оснований рассчитывать на их рост. «Если, конечно, не считать возможности оттяпать у 'соседа' по турбизнесу кусок клиентского пирога, — уточняет Перевозников. — С окончательным закрытием планов по созданию в Иркутской области особой экономической зоны рекреационного типа можно хоронить последние надежды на рост регионального туристического рынка, убежден предприниматель. «Год от года крупнейшим игрокам и так приходится серьезно вкладываться в раскрутку туристической привлекательности области, — замечает Сергей. — Несмотря на это, им не удается удержать прежних границ — постепенно рынок 'схлопывается'. Вот еще одна причина, по которой я ищу новые площадки для применения предпринимательских талантов». 

Основу нынешней производственной базы — гостиницу Леспромхоза в поселке Бугульдейка (Ольхонский район) — Перевозчиков купил еще в конце 90-х за 0,5 млн руб. Три года спустя в имении появились первые лошади: в начале лета 2002 года Перевозников купил двух лошадей и арендовал на три летних месяца еще семь. «Есть известная байка, которую любят журналисты, о том, как я ловко просчитал, что куплю лошадей на летний сезон, а осенью пущу их на мясо. Очень выгодно получится, — шутит Перевозников. — На самом деле, если и проскальзывали такие мысли, то — до покупки первых лошадей».

Сейчас в имении Перевозникова около ста собственных лошадей, прогулки на которых плюс отдых на турбазе приносят бизнесмену около 1,5 млн руб чистой прибыли в сезон. «Несмотря на высокую доходность (200%), этот бизнес скорее для души, — делится предприниматель. — Объемы вряд ли будут расти. Поэтому мы переформатировали наши предложения в премиум-сегмент: повысили качество услуг, комфорт проживания. В итоге конные туры стали дороже, наша чистая прибыль — выше».

Со временем заниматься только туристическим бизнесом стало скучно, признается Перевозников. «Да и детям хочется в наследство оставить более доходное дело, — говорит предприниматель. — К табуну так и напрашивалась покупка стада коров. Я накидал примерный бизнес-план и пришел к выводу, что сельское хозяйство может быть вполне прибыльным делом. И, бесспорно, интересным». 

Сейчас на подворье Перевозникова более 50 голов крупного рогатого скота, свиньи, куры. Инвестиции, по его словам, окупаются с чистой прибылью в 100%. «После вложений в покупку живности основной целью стало расширение ассортимента интернет-базара, — рассказывает Перевозников. — Никто не поедет в магазин только за мясом, каким бы натуральным оно ни было. Я попробовал объединить усилия с другими ольхонскими фермерами и предложить еще и овощи, рыбу. Мясо, мясные полуфабрикаты и молочная продукция у меня — свои». 

Цены на эко-базаре Перевозникова выше среднерыночных: филе говядины — 380 руб/кг, домашние пельмени — 168 руб/кг. «Но мы и рассчитываем на тех покупателей, кому гарантия качества продукции важнее, — объясняет Перевозчиков. — И таких не мало. К тому же у нас можно найти довольно редкие товары: пельмени и котлеты из омуля или, например, диетическое мясо кролика». 

Продавать свой натурпродукт Перевозников решил через интернет-магазин. «Розничные сети — дело, может быть, и более прибыльное, но они требуют серьезных вложений, а мне пока с текущими кредитами надо разобраться. Создание сайта же обошлось всего в 50 тыс руб, — признается Сергей. — Кроме того, розничная сеть — это уже дело коммерсанта, торговца. Я в себе этого призвания не чувствую — я предприниматель».    

Доставку продукции в Иркутск и его окрестности фермер делает пару раз в неделю, но предупреждает, что охлажденное, немороженное мясо так часто привозить не может: сроки хранения его невысоки, поэтому заказ какое-то время «собирается». Еще одна особенность крестьянского магазина — «кусков ровно на 1 или 3 кг не существует», при окончательном расчете цена может немного меняться в большую или меньшую сторону. 

Основной опасностью в фермерском деле Перевозников считает природные катаклизмы и возможные болезни домашней живности. «Пару лет назад — может быть, помните — была очень суровая зима с ранними и обильными снегопадами. Глубокий снег, наст и морозы стали причиной гибели более 700 ольхонских коров, в моем стаде погибло 17: пастухи погнали скот с пастбищ, и коровы перерезали о наст ноги, — вспоминает фермер. — Сейчас-то очевидно, что нужно было не гнать скот, а перевозить на тракторах, бульдозерах, любом вездеходном транспорте. Вылилось бы в стоимость трех коров, а не 17». 


«Сейчас пользуюсь услугами трех банков – Сбербанка, Россельхозбанка и Альфа-Банка. К Россельхозбанку обратился, когда возникло собственное с/х производство на базе имения «Заречное» в поселке Бугульдейка. В Сбербанке я только планирую брать займы – думаю, со временем мне пригодятся более крупные лимиты по кредитам, поэтому имеет смысл начать сотрудничество с госбанком. В узкоспециализированных банках, к сожалению, кредитные пределы далеки от потребностей среднего производства», – считает Перевозников.
 

Мария Фаизова, Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное