Новости / Свое дело

Предпринимательница Ольга Шепинская из Ангарска рискнула открыть свое дело в начале кризиса. Ее цеху по переработке рыбы удалось не только выжить в условиях кризиса, но и "отбить" все затраты уже спустя год после открытия

СВОЕ ДЕЛО

Коптись рыбка, большая и маленькая

Предпринимательница Ольга Шепинская из Ангарска рискнула открыть свое дело в начале кризиса -- в 2008 году. Причем открывать цех по переработке рыбы ей пришлось в условиях плотной конкуренции на этом рынке. Чтобы выжить, она добилась эксклюзивных условий у поставщиков и, соответственно, более низких цен, чем у конкурентов. А чтобы не страдало качество продукции, Шепинская наняла высокоопытный персонал. Цеху удалось не только выжить в условиях кризиса, говорит предпринимательница, но и "отбить" все затраты уже спустя год после запуска бизнеса.

Открыть свой собственный цех по переработке рыбы ангарчанка Ольга Шепинская решила, когда еще работала обычным продавцом в подобном же цехе. Наработанный за 10 лет опыт, знание рынка изнутри и налаженные за это время контакты с поставщиками сами собой открывали дорогу к самостоятельности, вкратце рассказывает Ольга. Даже начальный капитал ей удалось скопить из зарплаты продавца и повара. Откладывая в течение четырех лет на заветную цель, Ольге удалось скопить 300 тыс рублей. Этих денег, по ее расчетам, должно было хватить на открытие дела.

Свой дебют Шепинской пришлось совершать в условиях экономического кризиса и жесткой конкуренции на рынке рыбопереработки. "Запустить дело можно было и раньше -- в 2007 году, тогда на руках у меня уже было 200 тысяч [рублей]. Но духу не хватило. Вообще больше всего времени ушло на то, чтобы подготовиться морально", -- говорит она. Тем не менее, когда летом 2008-го решение было принято, "оно было на 100 процентов эмоциональным", говорит Ольга.

Другая сложность для начинающей предпринимательницы заключалась в высокой степени конкуренции на рынке. "На тот момент в Ангарске работало уже несколько подобных цехов, а в таком маленьком городе это уже почти тесно, -- вспоминает она. -- При этом были и крупные фирмы, проработавшие на рынке более 5 лет". "Я знала, что мы будем отличаться от них ассортиментом. Мои коллеги предпочитают в основном работать с речной и байкальской рыбой: омуль, таймень, осетр, сиг. А мы решили включить в переработку еще и морскую, и океаническую рыбу: кету, семгу, минтай и скумбрию", -- рассказывает предпринимательница.

Но ключевым преимуществом должна была стать цена для потребителя. "Я звонила всем поставщикам и договаривалась о скидках. Убеждала тем, что мы пока маленькие, только начинаем. И нам шли на встречу", -- радуется собеседница, но размер скидок озвучить отказывается.

Шепинская реализует свою продукцию и перекупщикам, и конечным покупателям через собственный магазин, открытый при цехе. Несмотря на то, что точка находится почти на окраине Ангарска, Шепинская готова похвастаться постоянной клиентской базой. "Люди приезжают к нам из-за низких цен и хорошего качества, -- говорит она. -- О том, что наша рыба вкуснее и свежее, чем у конкурентов, мы знаем от самих покупателей".

Сегодня цех Шепинской предлагает балык горбуши по 175 руб/кг, балык кеты -- по 215 руб/кг. Для сравнения, эта же рыба на ангарском продуктовом рынке "Сатурн", считающемся самым недорогим в городе, стоит 210 и 280 руб/кг соответственно. Соленая горбуша в магазине Шепинской стоит 210 руб/кг, соленый омуль -- 130 руб/кг, сельдь -- 53 руб/кг. На рынке эта же продукции продается по 280, 180 и 80 руб/кг соответственно. Цены на рыбу горячего копчения различаются еще существеннее: голец стоит 130 руб/кг в магазине и 200 руб/кг на рынке, омуль -- 150 руб/кг против 210 руб/кг.

Кризис, считает предпринимательница, не только ей не помешал, но и помог. "Люди начали больше экономить, а значит, расширилась и наша клиентура. Знаю, что даже ради 10-процентной разницы в цене люди готовы ехать на другой конец города. Думаю, часть постоянных клиентов мы получили как раз благодаря кризису", -- говорит она. Спустя год после открытия, к лету 2009 года затраченные на открытие 300 тыс рублей Ольге Шепинской удалось, по ее словам, отбить.

Начальные вложения пошли на аренду цеха, закуп самого необходимого оборудования для копчения и засолки рыбы, расходных материалов (например, упаковки) и первой партии рыбы. "Аренда сразу 'съела' 50 тысяч [рублей]. Собственник просил плату вперед за полгода. Мы согласились, так как место было хорошее, со свежим ремонтом", -- говорит она. До 70 тыс рублей потребовалось на оборудование и расходные материалы. 50 тыс рублей -- на зарплату в течение двух месяцев пяти сотрудникам: двум поварам, двум продавцам и грузчику. На оставшиеся деньги цех закупил рыбу.

Основной головной болью в рыбопереработке предпринимательница считает нерегулярность поставок качественного сырья. Мелкие, частные рыбаки, которые продают сырье по самым низким ценам, не обеспечивают регулярных поставок, говорит Шепинская. С организованными поставщиками все иначе: работают по контракту, поставки регулярны, но их сырье может быть не всегда свежим. Выручают хозяйку цеха опытные повара. "Они на глаз способны определить, сколько часов назад была выловлена рыба. Специалисты они очень опытные, в свое время мы вместе работали", -- довольна она.

Вложения окупились бы и раньше, уверена предпринимательница, если бы не ее "авантюра" с кредитом. Перед новым 2009 годом в ожидании праздничного спроса Шепинская решила увеличить объем продукции. Для этого требовалось занять денег. В банке ей отказали, но под 30% в месяц предпринимательницу с охотой ссудили "частные лица". "Я выплатила кредит за 3 месяца, но эти проценты съели все, что мы заработали на новогодних продажах. В итоге вышли в ноль", -- рассказывает она.

По ее словам, маржа в рыбопереработке составляет порядка 20%, но и затраты на запуск могут быть невысокими.

Директор рыбозавода "Иркутская фишка" Лариса Аксенова с оценкой размера маржи согласилась. Но срок, за который Шепинской удалось выйти на окупаемость, ее удивил. "Обычно требуется 2-3 года, чтобы выйти в ноль и только потом уже начать зарабатывать, -- говорит Аксенова. -- Для малых фирм этот срок может быть еще более долгим из-за небольших оборотов". "Иногда мелким частникам удается окупиться быстрее, чем крупным организациям, -- ответили на Култукском мини-заводе по переработке рыбы. -- К примеру, наши вложения отбились примерно в такие же сроки -- за 10-12 месяцев. Правда, сумма инвестиций была несравнимо больше".

Шепинская считает, что ей повезло благодаря низким ценам и верному качеству. Сейчас, спустя два года после запуска, она ввела новую линию по изготовлению рыбных консервов и готовится открыть второй цех по переработке рыбы на другом конце города. "Многие наши клиенты, конечно, жалуются, что ездить к нам им приходится далеко, но продолжают приезжать, чтобы сэкономить на разнице между нашими ценами и ценами наших торговых партнеров. И таких экономных много: наш магазин продает около 70% того объема, который мы поставляем партнерским магазинам и рынкам".


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное