Новости / Свое дело

«Революционный» бизнес Михаила Григорьева

Михаил Григорьев известен в Иркутске не только как предприниматель с почти 20-летним стажем, совладелец салона M-Studio и Design Bar, но и как один из идеологов Галереи Revолюция, в которой гармонично уживаются бизнес и искусство. Как «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань»? Почему нужно расти не вширь, а вглубь? Зачем открывать бар в месте, с точки зрения ресторанного бизнеса обреченном на провал?

«В ‘девяностые’ продавалось все»

«Кризис? Сегодня? Что вы?! Я очень веселюсь, когда такое слышу. Все это – нормальные эволюционные процессы. Вот в девяностые был кризис! Настоящий разлом, когда все рушилось, вставало с ног на голову.…», – говорит Михаил Григорьев.

Перестройка изменила судьбы многих, и он не стал исключением. В 1992 году, после окончания политехнического института, Михаил не пошел работать по своей специальности «Производство и конструирование радиоаппаратуры», а устроился в компанию к отцу своего товарища.

«‘Девяностые’ были золотыми временами для бизнеса (если упустить некоторые неприятные моменты), – с улыбкой вспоминает наш герой. – Рынок сбыта был огромный, главное – товар достать. А продавалось все – мы продавали  холодильники, телевизоры, стиральные машинки».

Поработав по найму и получив богатейший опыт в предпринимательстве, в середине девяностых Михаил отправился в «свободное плавание». Открыв с единомышленниками магазин M-Studio, он начал заниматься продажей обоев, европейских отделочных материалов – учил иркутян делать ремонт «по-новому», выбирая качественное и красивое, и был одним из пионеров в этой сфере.

«Растем не вширь, а вглубь»

Не все давалось легко, но Григорьеву удалось «воспитать» своего клиента, приобщить его к красоте. Сегодня салон M-Studio представлен тремя точками, предлагающими обои, лепной декор и плитку в ценовом сегменте «средний и выше среднего».

«Мы сознательно не запускаем новые направления, – говорит бизнесмен. – Плитка и обои – и этого достаточно. Такова моя философия: развиваться не вширь, а вглубь, быть профессионалом в своей нише. Нельзя объять необъятное».

Сегодня в салоне M-Studio представлено около ста мировых дизайнерских брендов плитки разных ценовых сегментов, в «Библиотеке обоев» – порядка 400-500 каталогов тридцати дизайнерских брендов. С 2004 года Григорьев посещает ведущие международные выставки и привозит в Иркутск самые интересные и актуальные коллекции.

Сотрудники M-Studio так же «болеют» дизайном интерьера, как и Михаил. «Многие работают со мной с самого основания, приходят, конечно, и новые люди – ведь мы растем. Однако открывать гипермаркеты отделочных материалов мне не интересно. Мы не любим работать на потоке. Каждая продажа – это индивидуальный контакт, отдельная история».

Конкурентов Михаил не боится: важно предлагать хороший, уникальный ассортимент, и твой клиент будет с тобой. Куда опаснее влияние внешних факторов. Недавняя девальвация, например, привела к повышению цен на товары M-Studio на 40-50%. Часть клиентов это заставило отложить покупку, что отразилось на финансовых результатах компании.

Однако к проблемам Михаил, переживший на своем предпринимательском веку не один кризис, относится философски: «Конечно, экономическая ситуация сегодня не очень хорошая. Но это – явление природы, стихия. Ветер дует, дождь идет – но ничего катастрофического не происходит».  

«Бизнес и искусство – рядом»

Сегодня, кроме рынка отделочных материалов, Михаил осваивает и ресторанный бизнес: в 2012 году он с партнерами открыл бар. И M-Studio, и Design Bar успешно работают на единой площадке – в Галерее Revолюция (БЦ Sobranie). Торгово-выставочное пространство, выполненное в стиле лофт, занимает два этажа одного из бывших зданий завода им. Куйбышева и, пожалуй, не нуждается в представлении.

Григорьев, один из идеологов проекта, вспоминает: «Идея торгово-выставочного пространства витала в воздухе давно, и в 2008 году – тогда магазин M-Studio уже работал в БЦ Sobranie –  его собственники обратились к нам за помощью в ее реализации. Нам удалось собрать наших единомышленников под одной крышей, через год одного этажа оказалось мало: запустили второй».

Название «Галерея Revолюция»  родилось само, и, как говорит Михаил, никакого политического подтекста не имеет. Все просто: во-первых, здание находится на улице Октябрьской Революции, а во-вторых, появление подобного арт-пространства в Иркутске в 2008 году было действительно событием революционным.

Сегодня в Галерее Revолюция представлено около 20 компаний. Живопись, графика, предметы интерьера, обои, отделочные материалы – все, что нужно для решения задач дизайна, собрано в одном месте. Галерее Revолюция – это, по словам Михаила, «дворец дизайна». Ценовой сегмент – средний и выше. «Потолка цен в дизайне не бывает», – смеется Григорьев.  

Торговое направление органично сочетается в Галерее Revолюция с выставочным: арт-проекты, перфомансы, фотовыставки – в арт-галерее постоянно что-то происходит. Атмосфера творчества, красоты, стиля делает Галерею Revолюция центром притяжения для людей, неравнодушных к прекрасному. И таких в Иркутске немало.

 «Нужно отдать должное собственникам бизнес-центра, которые не только поддерживают наши идеи, но и дают развиваться нашим компаниям, предлагая приемлемые арендные ставки, – отмечает Михаил. – Мы сегодня платим 1200 рублей за квадратный метр, для сравнения, на ‘Фортуне’ платили в 2,5 раза больше. Адекватная аренда позволяет нам как бизнесменам дышать свободнее. Мы, например, в прошлом году смогли расшириться – выделив в отдельное подразделение ‘Библиотеку обоев’ «MSTUDIO2LUX».

«Мы нарушили первое правило ресторатора»

Design Bar своим рождением обязан именно Галерее Revолюция: многие посетители проводят в арт-галерее не один час – обсудить детали интерьера приятно за чашкой кофе или бокалом коктейля.

 «Открывая заведение, мы очень многое сделали не по правилам: в торговом центре, на втором этаже, без окон, в нежилом массиве – профессиональные рестораторы, наблюдая за нашими действиями, буквально крутили у виска, – смеется Михаил. – Ведь первое, правда, ‘шуточное’, правило ресторатора гласит: ‘Можешь не открывать ресторан – не открывай’. Так вот мы его нарушили».

На запуск бара, по словам Михаила, ушло порядка 10 миллионов рублей. На точку безубыточности вышли практически сразу: «Теперь ждем финансового успеха и не сомневаемся, что он придет. На рекламу фактически не тратимся: вкладываем в качество продукта, в сервис»

«Атмосфера у нас в баре очень демократичная и свободная, людям с комплексом ‘царей’ у нас не очень комфортно, – с улыбкой говорит бизнесмен. – Но ‘лишние’ люди быстро отсеиваются, а ‘наши’ остаются с нами – и в этом плюс удаленности бара от больших пешеходных потоков».

В день в Design Bar приходит порядка ста человек. И если вечером, как признается Михаил, загрузки не хватает (потенциальные гости бара заканчивают рабочий день и уезжают из центра города), то днем свободных мест нет. Кто-то заходит перекусить после покупок, кто-то приходит на обед специально.

Гастрономический ланч: салат, суп, горячее и чай – пользуется огромной популярностью. «Стоимость ланча – от 250 до 400 рублей. Мы сознательно не поднимали цены после декабрьских событий: теряем в деньгах, конечно, но сохраняем своих гостей. И посещаемость бара не падает».

Вообще, как говорит Григорьев, ресторанный бизнес – дело непростое. Особенно когда хочешь не просто зарабатывать деньги, но и предлагать качественную услугу, безупречный продукт: «У нас не курят с самого первого дня (хотя раньше это разрешалось), у нас сознательно нет пива. Все это – большой минус по бизнесу. Но не все измеряется деньгами».

«Главное – не деньги, а идея»

Начинающим предпринимателям наш собеседник советует набраться опыта, прежде чем начинать бизнес. Нужно обязательно разбираться в своей сфере, быть профессионалом. Брать кредиты на старте, по мнению Михаила, – идея не из лучших: «Мы сотрудничаем с Промсвязьбанком и Банком Москвы, но кредитуемся нечасто. Я убежден: кредит нужно брать только тогда, когда ты четко понимаешь, что это даст рывок твоему развитию, иначе можно попасть в кабалу».

«А вообще я считаю, что свое дело нужно открывать, в первую очередь, из-за идеи, – говорит Григорьев. – Что принесет твой бизнес, какую пользу? ‘Я хочу крутую машину и много денег – пойду-ка открою бизнес’ – это изначально провальная затея. Не все, что приносит деньги, хорошо. Самый финансово успешный бизнес – это вообще торговля наркотиками и оружием».

По его мнению, бизнесмен должен быть, прежде всего,  социально ответственным, приносить своей деятельностью пользу. Исторически, напоминает он, Иркутск был городом купеческим. И своим развитием во многом обязан именно меценатству.

«Сегодня городу, например, не хватает хорошего выставочного пространства, концертного зала. Да, это огромные деньги. И, видимо, предприниматели, имеющие большие капиталы, еще не созрели до таких инвестиций. Не мешало бы нам всем почитать иркутскую историю и поучиться у коллег-купцов. Мы все ждем, что кто-то что-то сделает для нас: мэр, губернатор… Да, они должны что-то делать, но и мы – должны тоже».

Анна Масленникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное