Новости / Свое дело

В гостях у «Достоевского». Бизнес по франшизе – глазами франчайзи

Сеть хостелов «Достоевский» – родом из Новосибирска. Сегодня франшиза HD hostels работает в 17 городах России, в том числе и в Иркутске. Каких стартовых вложений потребовало открытие мини-гостиницы? Почему собственное помещение лучше арендованного? И насколько совпали обещания франчайзеров с реальностью? Об этом Газете Дело рассказала Анастасия Карягина, и.о. управляющего хостелом «Достоевский» в Иркутске.

<p>Фото А.Федорова</p>

Фото А.Федорова

О выборе франшизы

– Идея открыть свое дело пришла в голову моей маме и ее подруге. Проработав всю жизнь по найму (медиком и педагогом), они решили заняться бизнесом. Причем ставку делали именно на франчайзинг: шансов прогореть, работая по разработанной и проверенной другими схеме, гораздо меньше.

С «Достоевским» свела сама жизнь. Два года назад будущие предпринимательницы отправились в Бурятию – посмотреть в Иволгинском дацане на знаменитого буддийского монаха Итигэлова. В Улан-Удэ остановились в хостеле – франшиза HD hostels уже работала на тот момент в этом городе. Вдохновившись рассказами местных франчайзи о том, как здорово им работается под брендом «Достоевский», мама и ее подруга загорелись этой идеей.

Было понимание, что хостел – это действительно востребованное и доходное дело. Люди со всего мира приезжают в Иркутск, чтобы увидеть Байкал, и многие путешественники предпочитают бюджетный формат и домашнюю обстановку хостелов дорогим гостиницам. Мы отправили заявку в Новосибирск – и получили добро.

О старте

– Главные требования франчайзеры «Достоевского» предъявляли к помещению. Это должен был быть жилой дом, первый этаж, желательно с выходом на улицу.

Мы сразу для себя решили, что помещение будем покупать: чувствовать постоянную зависимость от арендодателей, жить «на пороховой бочке», в любой момент рискуя остаться на улице, нам не хотелось.

Помещение искали долго, полгода: то качество не устраивало, то цена. Наконец, в начале июля 2014 года подвернулся хороший вариант на улице Партизанской – 112 «квадратов» за 7 миллионов рублей. Мы зашли внутрь и сразу поняли: вот он, наш хостел! Франчайзеры помещение одобрили – и мы пошли на сделку, получив кредит в Сбербанке под 12% годовых.

Собственники франшизы говорили, что открытие хостела в нашем формате (на 23 места) потребует от 500 тысяч рублей начальных вложений. На деле старт обошелся в сумму около миллиона рублей. 400 тысяч рублей ушло на ремонт, еще порядка 600 тысяч – на покупку мебели, оборудования для кухни, комплектов постельного белья. Паушальный взнос составил 150 тысяч рублей.

В сентябре прошлого года «Достоевский» в Иркутске открыл свои двери для гостей. Первое время хостел стоял буквально пустой: ни звонка, ни письма. И, если бы мы не работали под уже раскрученным брендом, заявить о себе на достаточно конкурентном иркутском рынке было бы совсем непросто. Пришлось бы потратить не одну тысячу рублей на рекламу и продвижение.

<p>Фото А.Федорова</p>

Фото А.Федорова

Но имя «Достоевского», уже известное в России, стало работать на нас: сайт у хостела один на всю сеть, и гости, узнав о появлении точки в Иркутске, начали оставлять заявки онлайн. Еще одним отличным каналом стал международный сайт бронирования Booking.com – сегодня порядка 50% заявок приходит оттуда. За каждую заявку мы платим «Букингу» комиссионные – 3%, но оно того стоит.

На точку безубыточности удалось выйти через пять месяцев после начала работы. Что касается прогнозов по окупаемости стартовых вложений, то ничего конкретного франчайзеры нам не обещали, просто приводили успешные примеры. Звучало очень заманчиво – за три месяца окупиться. Реальность, как обычно, оказалась несколько иной (смеется), не один месяц еще предстоит отработать, чтобы «отбить» все вложения.

О бизнесе

– В нашем хостеле пять комнат: двухместная и трехместная (самые востребованные и прибыльные, так как стоимость пребывания выше), а также комнаты на четыре, шесть и восемь мест. Есть и кухня (полностью оборудованная – от холодильника и плиты до терок и дуршлагов), и зона отдыха, где гости в домашней обстановке могут проводить свое свободное время, общаться. «Достоевский» – это именно community хостелы, то есть пространства взаимодействия людей. Мы очень стараемся поддерживать эту приятную, дружелюбную атмосферу, помогаем нашим гостям: не так страшно потерять деньги, как доверие клиентов.

<p>Фото А.Федорова</p>

Фото А.Федорова

Любопытно, что портрет гостя менялся со временем: если в первые месяцы работы у нас останавливались преимущественно люди, приехавшие в Иркутск либо в командировку, либо на лечение (в нашем городе много хороших клиник), то потом стали появляться туристы, причем, в большинстве своем, иностранцы. Наверное, название хостела их привлекает (смеется). Особенно часто у нас останавливаются путешественники из Азии – Китая, Монголии, Японии. В основном это молодежь – 21-27 лет: легкие на подъем, заинтересованные в живом общении.

Стоимость проживания в хостеле зависит от комнаты. Самое дешевое размещение – в восьмиместной комнате, 450 рублей с гостя. Двухместная – самая дорогая, 750 рублей с человека (а при одноместном заселении – 1200 рублей). Проблем с заполняемостью сегодня нет: на лето у нас уже практически все забронировано.

Что касается ежемесячных расходов, то основной статьей является содержание хостела: оплата коммунальных услуг, стирка белья (у нас договор с прачечной), уборка (что особенно актуально после визита шумных детских делегаций (смеется)), моющие средства, туалетная бумага. Ежемесячно тратим и на печать типографической продукции: визиток, буклетов. Добавим сюда платежи по кредиту, зарплату администратора и ежемесячные роялти в размере 5% от оборота. Итого получается порядка 170 тысяч рублей.

О плюсах и минусах франшизы

– У работы по франшизе есть, конечно, свои недостатки. Мы открылись в прошлом году и потратили немало денег на то, чтобы навести чистоту и порядок в хостеле. Но в «Достоевском» не так давно был разработан новый единый стиль франшизы: придется снова делать ремонт, это потребует дополнительных затрат.

<p>Фото А.Федорова</p>

Фото А.Федорова

В остальном же – сплошные плюсы. Франчайзеры относятся к нам с пониманием, помогают советами, не досаждают проверками и неустанным контролем. Одним словом, никакого авторитарного режима нет: каждый франчайзи может высказывать свои пожелания. Все вопросы постоянно обсуждаются в беседе в «ВКонтакте».

Еще один весомый плюс для нас – это эксклюзивность франшизы. Мы единственные, кто может открывать в Иркутске хостелы под этим брендом.

Одним словом, мы на своем опыте убедились, что франшиза – это отличная идея для стартапа. Не нужно тратить время на самораскрутку. Все готово, отработано и проверено опытом других франчайзи.

Нельзя, конечно, думать, что франшиза избавляет от всех рисков и обрекает на успех. К нему каждый идет своей извилистой и тернистой дорогой. Мы вот несколько месяцев после открытия работали в убыток, но не сдались, выстояли.

Бизнес – это же не только способ зарабатывания денег. Это проверка на прочность: на что ты способен, есть ли у тебя внутренний стержень?

Анна Масленникова,
Газета Дело



<p>Фото А.Федорова</p>
<p>Фото А.Федорова</p>
<p>Фото А.Федорова</p>
<p>Фото А.Федорова</p>