Новости / Свое дело

«Bonjour, bonsoir, Benoit!». Легко ли бельгийцу вести ресторанный бизнес в Иркутске

«Бонжур, бонсуа, Бенуа» – аббревиатурой «BBB» начиналось каждое письмо, которое бельгиец Бенуа Де Витте получал от мамы, переехав в Сибирь. Теперь у «bbb» – новая жизнь. «Belgian Beer & Brasserie» – так расшифровывается название бельгийского ресторана, открытого Бенуа в Иркутске. Легко ли бельгийцу вести бизнес в России? На каких трех «q» держится успех заведения? И почему не нужно бояться «мечтать по-крупному» даже в кризис?

Бельгиец в Ангарске

В России Бенуа Де Витте живет уже десять лет. В 2006-м приехал учить русский язык в МГУ, спустя полгода устроился в столице на работу – в бельгийскую пивную компанию «САН ИнБев».

«Я был ответственным за техподдержку заводов компании. По стране путешествовал много, – рассказывает Бенуа. – Был в Омске, Перми, Иваново, Волгограде. В 2007 году впервые побывал в Иркутской области: 'САН ИнБев' запустил большой пивзавод в Ангарске».

Этот самый завод руководство компании предложило Бенуа возглавить спустя несколько лет. Решив, что это хорошая возможность получить опыт руководства, проявить свои лидерские, менеджерские качества, он, не раздумывая, согласился и отправился в Сибирь.

Еще через два года в Ангарске у Бенуа появилась возможность открыть свой ресторан. Оставив работу в «САН ИнБев», бельгиец пустился в непростое и непредсказуемое путешествие под названием «российский бизнес в сфере общепита».

Пиво и брассери

Концепция заведения, как и его название, родились практически сразу. Еще в 2010-м, когда Бенуа переехал в Ангарск в качестве директора пивзавода, мама отправила ему первое электронное письмо, начинавшееся аббревиатурой «BBB».

«‘Bonjour, bonsoir, Benoit’ – это 'Доброе утро, добрый вечер, Бенуа’ по-французски, – поясняет наш собеседник, – Мама ведь не знала, когда я получу письмо, когда буду читать, поэтому пусть будет ‘BBB’.

Создавая проект ресторана, я знал, что он будет бельгийским (Belgian), в нем обязательно будет пиво (Beer), а потом пришла мысль сделать это в формате брассери (Brasserie). Три B – ‘bbb’».

Брассери, по словам Бенуа, – это тип демократичного бельгийского ресторана, в котором можно вкусно пообедать или поужинать в неформальной обстановке, «без галстуков». Фокус в таком заведении – на простую еду и дружеское обслуживание.

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

«Наши гости – это люди, которые ищут хорошую атмосферу, уютный ресторан без пафоса. Зашел, покушал, пообщался с Бенуа, с официантами – пошел дальше».

Бизнес по-русски и три «q»

Открыть ресторан в Ангарске не составило большого труда. «Начинать бизнес в России легко (каждый человек, собрав нужные документы, может создать ИП или ООО), а вот удержать компанию – трудно», – говорит Бенуа.

В Бельгии, по его словам, все иначе. Начать бизнес в сфере общепита очень непросто. «Но это, на мой взгляд, более правильно. До того, как человек открыл дверь своего ресторана, он должен получить добро от всех надзорных органов, иметь сертифицированного шеф-повара и так далее. В России контроль не такой жесткий».

Подобных различий между бизнесом по-европейски и по-русски оказалось немало. Например, психология сотрудников: люди в России, по словам  нашего собеседника, чаще работают не для развития, получения опыта, а ради денег.

«Отработал месяц – получил зарплату. И трудно найти людей, которые считали бы иначе, – говорит предприниматель. – Я пытаюсь объяснять сотрудникам: деньги, которые вы получаете сегодня, – это ничто.

Кто-нибудь украдет ваш кошелек с зарплатой – и все, нет у вас этих денег. А новые навыки, которые вы в течение месяца получили, новые блюда, которые вы создали, – этот опыт никто у вас не отнимет».

Большой проблемой для Бенуа Де Витте оказалась и дисциплина. Без постоянного контроля, проверок трудно рассчитывать на стабильно высокий уровень качества. Между тем, именно качество – залог успеха ресторана.

«Если перевернуть аббревиатуру bbb на 180 градусов, получится qqq, – говорит Бенуа. – Качество (quality) – главное в ресторане. Качество кухни, качество напитков, качество обслуживания. Если хотя бы один из трех элементов 'хромает' – заведение обречено на неуспех. Особенно в России. Здесь не дают права на ошибку: если вы один раз плохо накормили гостя, будьте уверены: он обязательно напишет гневный пост в соцсети, закончив его фразой 'Больше мы туда не ходим'. В Бельгии к промахам относятся терпимее».

Из Ангарска – в старую аптеку

Дела в городе нефтехимиков у Бенуа пошли не так хорошо, как ему хотелось. «Город небольшой, средний доход – невысокий, – поясняет он. – И летом все уезжают. До такой степени, что у нас бывали дни, когда ресторан стоял совсем пустым».

Довольно скоро предприниматель осознал: нужно переезжать в Иркутск. Поиск подходящего помещения, однако, растянулся на долгие месяцы (открытие состоялось лишь в 2015 году). Вставать «на поток» в торговый центр или 130-й квартал не хотелось: у «bbb», по словам Бенуа, свое, уникальное предложение. «Хотелось, чтобы к нам гости шли целенаправленно».

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

В итоге, несмотря на все разговоры о том, что стрит-ритейл умирает, предприниматель остановил свой выбор на улице Карла Маркса – снял помещение в доме 41/1 (первый этаж и цоколь, общая площадь – почти 320 квадратных метров). И, к слову, стал первым, но не последним: вслед за ним в этом же месте открылись и другие общепитовцы: паб «Library», «Molchanov bar», кофейня «Даблби».

«Я просто влюбился в это здание, – вспоминает Бенуа. – Интересное помещение с историей. Старая аптека. Высокие потолки, деревянные балки – все это создает уникальную атмосферу, которую мы максимально постарались сохранить».

Интерьер «bbb» получилось выдержать в стиле «лофт» – простом и лаконичном. Кирпичные стены, практичная мебель, ненавязчивые детали. «Может показаться, что на ремонт мы почти не тратились, но это ошибка, – говорит Бенуа. – Здание нам досталось совершенно не приспособленным для ресторана. Вентиляция, вытяжка, электрика – все пришлось делать с нуля».

«Отбить» вложения за три года

Открытие ресторана в Иркутске обошлось бизнесмену не в один миллион рублей. За кредитом в банк Бенуа не обращался (слишком дорого, да и шанс получить займ на общепит невелик), обошелся своими сбережениями и помощью частных инвесторов.

«Отбить» стартовые вложения Бенуа рассчитывает в течение трех лет. «Понятно, что силами только ресторана это сделать нереально. Поэтому наряду с брассери нужно развивать и другие направления – например, бистро (с продажей сэндвичей, бургеров), пекарню (bakery). Снова bbb, – улыбается он. – Площадей у нас много. Кухня, склад позволяют обслужить в два раза больше гостей, чем сейчас».

Все это – задачи самого ближайшего времени. Пока же предприниматель развивает другие дополнительные услуги, например, выездное ресторанное обслуживание (кейтеринг), кулинарные мастер-классы: они бывают, как минимум, раз в неделю, стоят от 500 до 2500 рублей с человека, а проводит их сам Бенуа.

Основной приток денежных средств пока обеспечивает сам ресторан. В среднем, в течение дня в «bbb» бывает 90-100 человек. В пятницу и субботу число гостей может перевалить и за полторы сотни.

В будни спросом пользуются бизнес-ланчи (270-320 рублей): в пешей доступности к брассери немало офисных зданий. Много гостей бывает и вечерами: кто-то приходит выпить бельгийского пива, кому-то хочется попробовать десерты от Бенуа, другие предпочитают салаты или пасты.

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

Средний чек, по его словам, составляет 600-800 рублей. «Бывают и такие гости, кто оставляет 5-10 тысяч рублей за ужин. А вы говорите: кризис, – смеется бизнесмен. – При этом нельзя сказать, что наш ресторан – не для всех. Мы делаем такое меню, что даже человек с не очень высоким доходом может позволить себе несколько блюд, вполне приятных для кошелька».

Меньше «бла-бла», больше «бум-бум»

На вопрос, легко ли вести бизнес в кризис, Бенуа отвечает так: «Мне не с чем сравнивать. Я открыл ресторан в кризис. Знаю, что у многих есть мнение, что в финансово нестабильные времена нужно сохранять деньги, никуда их не вкладывать. У меня другая философия – во время кризиса как раз и надо действовать, занимать нишу, рисковать».

По его словам, история «bbb» не так проста и успешна, как может показаться на первый взгляд. Поводов опустить руки и сдаться было немало. «Пожалуй, только в последние пару месяцев я могу сказать: да, мы раскрутили этот ресторан. А ведь прошел год после открытия. Многие на нашем месте не раз сказали бы: ничего не получается, закроемся. А смысл? Все еще впереди!».

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

Начинающим предпринимателям Бенуа советует «не тормозить, а действовать». И не бояться ошибок. Из десяти идей может «выстрелить» одна, остальные не вернут ни копейки, и это нормально: не получилось – попробуй другое.

«Для того чтобы вести бизнес, надо быть достаточно сумасшедшим и достаточно уверенным, – говорит наш собеседник. – И главное – надо делать. А это большая проблема в России.

Здесь, как я всегда говорю, много ‘бла-бла’ и мало ‘бум-бум’. Все могут красиво говорить, расписывать свой проект – и найти тысячу и одну причину, почему не реализовать это прямо сейчас».

Сам Бенуа в будущее смотрит с уверенностью и строит грандиозные планы, в которых – не только открытие пекарни и бистро, но и розничная продажа макаронсов, покупка своей фермы, производство полуфабрикатов…

«Если вы о чем-то мечтаете, то время, которое вы потратите на достижение этой мечты, будет одним и тем же, независимо от того, большая у вас мечта или маленькая, – говорит предприниматель. – Так что пусть будут грандиозные планы, зачем маленькие? Лучше мечтать по-крупному».

Анна Масленникова,
Газета Дело


<p>Фото А. Федорова</p>
<p>Фото А. Федорова</p>
<p>Фото А. Федорова</p>
<p>Фото А. Федорова</p>
/ Газета Дело /





02
декабря
2016
Павел Римлянд и его «шоколадная» фабрика. Что компании противопоставляют кризису и росту конкуренции
 
07
ноября
2016
«Молчанов Бар»: бизнес не по правилам
 
07
ноября
2016
Мобильная франшиза: бери и работай!
 
07
октября
2016
Вдохновляющий бизнес. Как создать успешный интернет-магазин одежды и вывести его на реальные площадки
 
17
июня
2016
Золото на десерт. Как открыть ювелирную кондитерскую
 
13
мая
2016
«Все это следует шить!». Почему курсы кройки и шитья неуязвимы в кризис
 
15
апреля
2016
Франшизы с ароматом кофе. Сергей Лазарев, кофейня «Даблби»: «Кофе – это вкусно»
 
15
апреля
2016
Франшизы с ароматом кофе. Ярослав Маковецкий, «Бодрый день»: «Место – 80% успеха кофейни»
 
11
марта
2016
«Бородатый» бизнес. Как открыть в Иркутске сеть барбершопов-дискаунтеров
 
12
февраля
2016
«Картошка – с начинкой, булочки – с корицей». Иркутские франчайзи «Крошки Картошки» и «Cinnabon» – о тонкостях бизнеса в сфере общепита
 
04
декабря
2015
«Кастро» по-иркутски
 
06
ноября
2015
«Холодный ум, горящие глаза». Почему не стоит питать иллюзий, открывая бизнес по франшизе
 
18
сентября
2015
«На детях не экономят». Почему франшиза детской одежды – хорошая идея для бизнеса в кризис?
 
21
августа
2015
Как открыть лавочку. Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
17
июля
2015
В гостях у «Достоевского». Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
26
июня
2015
Бизнес на потолке
 
27
мая
2015
«Четыре глаза»: эксклюзивно и лояльно. Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
22
мая
2015
Бизнес с «изюминкой». Как открыть семейное кафе в спальном районе Иркутска?
 
24
апреля
2015
«Революционный» бизнес Михаила Григорьева
 
24
марта
2015
ИДЕАЛьный бизнес: как заработать на женской красоте
 
24
февраля
2015
Музыкальная фантазия, или Как заработать на мечте
 
08
декабря
2014
«Жил да был брадобрей», или Бизнес для брутальных мужчин
 
19
ноября
2014
Реальные деньги виртуального бизнеса
 
22
октября
2014
Петр Шевченко, гольф-клуб "Алха": «Хочешь играть в гольф? Ты один из нас!»
 
22
октября
2014
Конвейер счастья: как открыть свадебное агентство
 
24
сентября
2014
Алена Мосягина: «Чтобы начать консалтинговый бизнес, не нужны большие вложения»
 
11
августа
2014
Оранжевый бизнес, или Как увлечение игрой с цветом и пространством изменило жизнь
 
18
июля
2014
Праздник как бизнес: на рынке света и радости еще достаточно места
 
27
июня
2014
Оксана Колесниченко, генеральный директор компании «Место под солнцем»: «Нужно самой быть мастером. Тогда никакой кризис не страшен»
 
27
июня
2014
Оксана Карасева, директор ногтевой студии «Avenue, 11»: «Руки – визитная карточка женщины. На этом не экономят»
 
27
июня
2014
Природа и дети: Есть контакт!
 
19
мая
2014
Easy School: английский – это просто
 
21
апреля
2014
"М7": Бизнес как по маслу
 
28
марта
2014
Недетский бизнес. Ирина Белинская, Центр раннего развития «АЗБУКА»: «Люди готовы платить за качественные услуги»
 
28
марта
2014
Недетский бизнес. Милена Волкова, детский сад «Маруся»: «Частный детский сад – это колоссальные вложения»