Новости / Свое дело

Павел Римлянд и его «шоколадная» фабрика. Что компании противопоставляют кризису и росту конкуренции

Павел Римлянд и его жена Марина знают толк в хороших продуктах питания. С 1994 года они смогли превратить небольшой бизнес по продаже кондитерских изделий в крупную дистрибьюторскую компанию, которая первой начала поставлять в регион товары многих известных брендов. О том, как меняется бизнес-среда в условиях кризиса, преимуществах кредитов и пользе «умных» финансовых продуктов Павел Римлянд рассказал Газете Дело.

«Золотое время» и 240% годовых

Каждый бизнес возникает по-разному. История иркутской дистрибьюторской компании «Прок-Сервис» началась с партии финского шоколада Hellas. «В стране тогда был дефицит, все использовали бартерные схемы, – вспоминает генеральный директор компании Павел Римлянд. – Как-то мне случайно досталась партия шоколада, которую надо было продать. А меня всегда привлекала коммерция – так все и началось».

Их первая с женой Мариной точка продаж располагалась в небольшом кабинете в Доме офицеров, там же, в подвале здания на Карла Маркса, был склад. Сейчас Павел Римлянд с улыбкой вспоминает то время: «Рынок был пустой: спрос есть, а товаров нет». Шоколад разлетался моментально: 18-тонный контейнер сладостей раскупали за три дня. К офису компании выстраивалась очередь оптовиков, которые сами забирали товар. После этого молодые иркутские бизнесмены отправляли деньги в Москву, откуда сразу заказывали еще один контейнер товара.

Организовать непрерывные продажи возможности не было: бизнесу еще не хватало денег, поэтому Павел и Марина начали использовать кредиты. «Ставки тогда доходили до 240% годовых, но даже при таких условиях можно было получать прибыль, – рассказывают предприниматели. – Это было ‘золотое время’: оборачиваемость средств высокая, конкуренции почти нет. Мы были одними из первых на рынке. За месяц деньги могли оборачиваться до трех раз, что и давало возможность получать прибыль».

Три «к»: коммерция, конкуренция, качество

Накануне кризиса 1998 года семейный бизнес Павла и Марины уже имел внушительные объемы и серьезный пул поставщиков и покупателей. К тому времени ассортимент компании расширился – она стала поставлять в регион не только кондитерские изделия, но и консервированные овощи и фрукты. Почти все товары были иностранного производства. Месячный оборот компании к этому времени был довольно внушительным, но все взаиморасчеты с поставщиками велись в тесной привязке к валюте.

Накануне дефолта предприниматели рассчитались по текущему курсу с поставщиками, однако от своих розничных партнеров денег не дождались. «К тому времени мы уже использовали отсрочки платежа, банковских гарантий тогда еще не было, а отдавать деньги в новой экономической ситуации никто не спешил. В итоге, конечно, почти все с нами рассчитались, но по ценам соответствующим курсу валют до дефолта. Так что почти все оборотные средства сгорели под ноль».

Конкуренция на рынке к тому времени уже была высокая. В регионе стали появляться крупные оптовые компании, которые имели особый подход к торговле. Именно в это время игроки стали широко использовать доставку товара по рознице, дистрибуцию и отсрочки платежей. Но главным преимуществом этих компаний были более выгодные цены контрактов от поставщиков, а благодаря большему денежному потоку – и более лояльные кредитные программы от банков.

«В результате нам тоже пришлось меняться», – говорит Павел Римлянд. Компания сделала ставку на высокое качество поставляемой продукции и системный подход к работе. К середине «нулевых» они получили контракты нескольких транснациональных компаний, а также первыми смогли завести в регион многие популярные бренды.

Именно в этот период в регион начались поставки продукции Purina компании Nestle, марок шоколада Ritter Sport, Fazer, печенья Bisca, продукцию под брендами Ferrero и российской фабрики «Коркунов». Позже к ним добавился эксклюзивный контракт на поставку в регион шоколада Lindt и ряд других. Сегодня «Прок-Сервис» поставляет в регион продукцию  многих известных брендов – от сладостей и консервации до специй, снеков и мясных, рыбных и молочных продуктов. 

Большинством из этих брендов в компании по праву гордятся. «Мы всегда стараемся брать самый лучший товар, – объясняет основной принцип работы компании Павел Римлянд. – Я сам люблю вкусности и сразу определяю уровень качества продукта. Наше основное правило – пробовать то, что продаешь другим. Продукт обязательно должен быть качественным, потому что у хорошего продукта есть такое свойство как ‘поедаемость’. Вторую упаковку плохого продукта вы не купите, а за качественным – 100% придете снова. Продавать такие бренды – удовольствие».

Время «умных» денег

Новый рубеж компании снова пришлось брать в кризис. Конец 2014 – начало 2015 года для всего бизнеса оказался крайне непростым периодом. Ситуация на внешнем и внутреннем рынке резко изменилась: пришлось частично переориентироваться с товаров иностранного производства на отечественную продукцию, кредиты стали дороже, а в регион зашло сразу несколько крупных федеральных сетей.

«Рынок поменялся на глазах. Уровень конкуренции резко вырос, и пришлось усилить работу над сокращением издержек. Сделать это можно за счет многих вещей, но в первую очередь с помощью  автоматизации процессов улучшения сервиса и сокращения цепочки посредников». На вопрос о том, что входит в понятие «сервис», Павел Римлянд отвечает, что мало кто понимает, что представляет собой торговля. «Все считают, что это ‘купи-продай’, на самом деле это очень непростая и ответственная сфера деятельности, больше похожая на производство. Потому что важно доставить клиенту свежие и качественные продукты – причем точно в срок и по адекватной цене», – объясняет он.

Сейчас у «Прок-Сервис» около 5 тыс. клиентов в Иркутской области и Республике Бурятии. Самые отдаленные точки доставки расположены на севере Иркутской области – в Усть-Куте, а также в Бурятии – на 400 километров дальше Улан-Удэ. 40 автомобилей регулярно развозят товары по всей территории, на которой работают партнеры компании. Для оптимизации производственных процессов около года назад «Прок-Сервис» подключила пакет услуг Сбербанка для бизнеса – инкассацию, самоинкассацию и зарплатный проект. Пользу от использования «умных» финансовых продуктов Сбербанка почувствовали сразу: удалось достичь автоматизации многих процессов, ускорить движение средств компании, что особенно важно в кризис. Не менее значимо и то, что люди вовремя получают зарплату, находясь в любой точке региона.

Важную роль в деятельности компании в условиях кризиса стали играть и банковские гарантии, под которые удобно заключать контракты с поставщиками, а также кредиты на пополнение оборотных средств на выгодных условиях от Сбербанка. «По сути таким образом мы кредитуем наших контрагентов, – объясняет Павел Римлянд. – За счет средств банка рассчитываемся с поставщиками, передаем товар в розницу с отсрочкой платежа, а уже после взаиморасчетов с партнерами, закрываем обязательства перед банком». Причем лояльные банковские ставки в конечном счете отражаются на итоговой цене продукции, что сегодня является важнейшим конкурентным преимуществом на рынке.

«Все это позволяет минимизировать издержки и при этом сохранить качество работы, которое измеряется уровнем сервиса, удовлетворяющего наших контрагентов, – говорят в «Прок-Сервис». – А это самое главное. Потому что успех сегодня – это способность выжить в новых реалиях. Если твои партнеры довольны уровнем сервиса – значит, ты успешен. И тут не обойтись без надежных партнеров, в том числе в лице банка».

Логистика будущего

О будущем дистрибьюторских компаний Павел Римлянд рассуждает прагматично. По его словам, основная тенденция последнего времени – это консолидация игроков рынка. «Противостоять этим процессам глобализации невозможно, таких компаний, как наша, со временем будет все меньше», – считает он.

Вариант один – следовать тенденциям и выходить на новые рынки. Сейчас в «Прок-Сервис» думают о том, чтобы перестроиться в логистическую компанию. Потенциал для этого есть: два года назад они построили новый склад площадью 6 тыс. кв метров, есть планы и по развитию прилегающей к складу территории.

«Все это позволит работать напрямую с производителями. Не торговать самим, а поставлять, складировать и доставлять товар до розницы. Однако к такой глобальной перестройке надо начинать готовиться уже сейчас, потому что за день изменить принципы работы невозможно. А для этого нужны ‘длинные’ деньги», – говорит Павел Римлянд. И в качестве примера приводит принцип работы многих иностранных компаний, у которых горизонт бизнес-планирования составляет десятки лет. «И пусть первые пять лет они несут издержки, но зато следующие 45 лет получают прибыль. Это правильная не однодневная философия. Ведь если у компании есть планы на 50 лет вперед, значит, она готова нести ответственность за качество своей продукции, в нашем случае, качество услуг».

Татьяна Постникова,
Газета Дело


/ Газета Дело /





17
февраля
2017
Сладкий и красивый бизнес. Легко ли частному кондитеру открыть свое заведение в Иркутске?
 
17
февраля
2017
Хобби, которое кормит. Кондитерское дело "на дому"
 
07
ноября
2016
«Молчанов Бар»: бизнес не по правилам
 
07
ноября
2016
Мобильная франшиза: бери и работай!
 
07
октября
2016
Вдохновляющий бизнес. Как создать успешный интернет-магазин одежды и вывести его на реальные площадки
 
15
июля
2016
«Bonjour, bonsoir, Benoit!». Легко ли бельгийцу вести ресторанный бизнес в Иркутске
 
17
июня
2016
Золото на десерт. Как открыть ювелирную кондитерскую
 
13
мая
2016
«Все это следует шить!». Почему курсы кройки и шитья неуязвимы в кризис
 
15
апреля
2016
Франшизы с ароматом кофе. Сергей Лазарев, кофейня «Даблби»: «Кофе – это вкусно»
 
15
апреля
2016
Франшизы с ароматом кофе. Ярослав Маковецкий, «Бодрый день»: «Место – 80% успеха кофейни»
 
11
марта
2016
«Бородатый» бизнес. Как открыть в Иркутске сеть барбершопов-дискаунтеров
 
12
февраля
2016
«Картошка – с начинкой, булочки – с корицей». Иркутские франчайзи «Крошки Картошки» и «Cinnabon» – о тонкостях бизнеса в сфере общепита
 
04
декабря
2015
«Кастро» по-иркутски
 
06
ноября
2015
«Холодный ум, горящие глаза». Почему не стоит питать иллюзий, открывая бизнес по франшизе
 
18
сентября
2015
«На детях не экономят». Почему франшиза детской одежды – хорошая идея для бизнеса в кризис?
 
21
августа
2015
Как открыть лавочку. Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
17
июля
2015
В гостях у «Достоевского». Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
26
июня
2015
Бизнес на потолке
 
27
мая
2015
«Четыре глаза»: эксклюзивно и лояльно. Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
22
мая
2015
Бизнес с «изюминкой». Как открыть семейное кафе в спальном районе Иркутска?
 
24
апреля
2015
«Революционный» бизнес Михаила Григорьева
 
24
марта
2015
ИДЕАЛьный бизнес: как заработать на женской красоте
 
24
февраля
2015
Музыкальная фантазия, или Как заработать на мечте
 
08
декабря
2014
«Жил да был брадобрей», или Бизнес для брутальных мужчин
 
19
ноября
2014
Реальные деньги виртуального бизнеса
 
22
октября
2014
Петр Шевченко, гольф-клуб "Алха": «Хочешь играть в гольф? Ты один из нас!»
 
22
октября
2014
Конвейер счастья: как открыть свадебное агентство
 
24
сентября
2014
Алена Мосягина: «Чтобы начать консалтинговый бизнес, не нужны большие вложения»
 
11
августа
2014
Оранжевый бизнес, или Как увлечение игрой с цветом и пространством изменило жизнь
 
18
июля
2014
Праздник как бизнес: на рынке света и радости еще достаточно места
 
27
июня
2014
Оксана Колесниченко, генеральный директор компании «Место под солнцем»: «Нужно самой быть мастером. Тогда никакой кризис не страшен»
 
27
июня
2014
Оксана Карасева, директор ногтевой студии «Avenue, 11»: «Руки – визитная карточка женщины. На этом не экономят»
 
27
июня
2014
Природа и дети: Есть контакт!
 
19
мая
2014
Easy School: английский – это просто
 
21
апреля
2014
"М7": Бизнес как по маслу