Новости / Страхование

ЦБ защитит россиян от сговора банков и страховщиков

Банк России увеличил до 14 дней период, когда заемщик может отказаться от сопутствующей кредиту страховки. Эксперты сходятся во мнении, что это полумера. Основная проблема заключается в нераспространении «периода охлаждения» на договоры коллективного страхования, к которым заемщика часто подключают без согласия. Регулятор уже занялся этим вопросом.

Вчера Банк России опубликовал указание, увеличивающее «период охлаждения» для отказа от договора добровольного страхования при получении кредита. С 1 января отказаться от страховки можно будет в течение 14 календарных дней вместо нынешних пяти. «14 дней — это универсальный, нормативно установленный срок для защиты прав потребителей. Именно такой срок определен в законодательстве для досрочного возврата суммы потребительского кредита (займа) (без оплаты процентов.— “Ъ”)»,— уточнили в ЦБ.

По словам банкиров, последствия увеличения срока вряд ли будут заметными. «На практике сейчас возможностью отказа от страховки в “период охлаждения” пользуются всего 4–5% числа заемщиков,— говорит глава “Ренессанс Кредита” Алексей Левченко.— Причина не в том, что люди не успевают, просто большинство занимает пассивную позицию». «Если заемщик не хочет пользоваться услугами страхования, то, как правило, сразу отказывается,— соглашается зампред правления ОТП-банка Александр Васильев.— У нас в банке “период охлаждения” составляет 30 дней, при этом доля отказывающихся от страховки клиентов не превышает 10%». Но правозащитники считают изменения актуальными. «Объективно пять дней это мало, у заемщика может не быть возможности столь оперативно обратиться с заявлением»,— говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

Между тем основная проблема в том, что «период охлаждения» действует только в отношении индивидуальных договоров с физлицами и не распространяется на коллективные. По словам страховщиков, нередки случаи, когда заемщик становится участником коллективного договора, не подозревая об этом. «Между страховщиком и банком уже есть договор, к нему присоединяют заемщика, чтобы избежать возврата страховой премии по процедуре “охлаждения”,— рассказывает собеседник “Ъ” на страховом рынке.— Как правило, это делается, когда банк и страховщик аффилированы, вознаграждения банка тогда доходят до 90% от страховой премии».

Вернуть страховую премию в этом случае практически невозможно ни за пять дней, ни за 14 дней, добавляет господин Климов. По данным мониторинга ОНФ, каждый четвертый банк из топ-20 на рынке потребкредитования подключает заемщиков к договору коллективного страхования.

Светлана Самусева, Татьяна Гришина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное