Новости / Страхование

«Чем дальше – тем хуже». Поможет ли обязательное страхование навести порядок в такси?

Такси как сфера услуг традиционно служит поводом для споров и обсуждений. При этом почти никто даже не вспоминает о том, что  жизнь и здоровье пассажиров при поездках  в такси не застрахованы. А стоило бы. Ведь в случае ДТП пострадавшему пассажиру или его семье будет очень сложно, а то и вовсе невозможно, получить материальную компенсацию. Страховщики утверждают, что порядок в этой сфере можно навести, введя обязательное страхование ответственности перевозчиков. Однако владельцы таксомоторных парков в Иркутске считают, что, прежде чем вводить еще один вид обязательного страхования, страховщикам необходимо разобраться с ОСАГО для такси, где до сих пор есть недоработки, да и с другими проблемами, которых чем дальше – тем больше.

Страшная статистика

Обязательное лицензирование такси как рода деятельности, ежедневные медицинское освидетельствование водителей, проверка технического состояния машины перед выходом на смену – всё это прописано в правилах. Однако соблюдается это далеко не всегда: перевозчики  заняты ценовыми войнами, а пассажиры им в этом помогают, голосуя рублем за тех, у кого дешевле. В итоге цены падают, а себестоимость перевозок неуклонно растет. В таких условиях требование оплачивать ещё и страховые взносы, таксисты, естественно, воспринимают в штыки.

Анатолий Антонов, генеральный директор службы такси «Авеню» в Иркутске, подтверждает, что ситуация в сфере такси удручающая: «На фоне засилья агрегаторов и ценовой конкуренции между ними стоимость перевозок упала на 35-40%. Большинство служб такси (со своим парком автомобилей) не индексировали стоимость услуг с 2011-12 гг., а цены на ГСМ и автозапчасти выросли 1,5-2 раза. Суточная маржа водителя за смену обесценилась на 35% минимум. Поэтому из отрасли в поисках более перспективной и высокооплачиваемой работы уходят по-настоящему хорошие водители, профессионалы. Водителем такси сегодня быть стыдно и невыгодно! В отрасли остались желающие заработать хотя бы 1 тысячу рублей за смену, чтобы от голода не умереть, или те, кто хочет временно «пересидеть» до нормальной работы. А таксопарки получили текучку более 30% состава водителей и нагрузку по ремонту, обслуживанию и решению конфликтных ситуаций с клиентами».

Однако порядок в такси, безусловно, нужен, и сами таксисты соглашаются с тем, что клиент должен быть защищен.

По статистике Госавтоинспекции МВД России, за 2017 год в России произошло 169432 ДТП, в которых погибло 19088 человек, пострадали 215374 человека. При этом в Иркутской области за год количество автомобильных аварий составило 3384, в них было ранено 4275 человек, и 361 человек погиб.

По заявлению председателя общественного движения «Форум такси» Олега Амосова, за прошлый год количество ДТП с участием такси увеличилось на 32%, а статистика смертей в ДТП растет на 30% в год.

Анатолий Антонов, генеральный директор такси «Авеню» в Иркутске, подтверждает число аварий за последний год увеличилось в 2-3 раза. По его словам, причина не только в низкой квалификации водителей: здесь и плохие дорожные условия, и возросший транспортный поток (средний балл по пробкам в Иркутске составляет не менее 7). «Среднее время простоя машин в пробке увеличилось с 2,3 часа до 4,7. Реальные доходы населения падают, состояние автомобилей участников движения ухудшилось – они плохо ремонтируются и комплектуются некачественными запасными частями, начиная от резины и заканчивая элементами подвески и управления. По внутренней статистике «Авеню», наши водители является виновниками ДТП только в одном случае из пяти. Но вот как раз в четырех остальных случаях страдают и наши пассажиры!»

Жизнь одна, стоимость разная

Тема введения обязательного страхования ответственности перевозчиков такси перед пассажирами была поднята на международной конференции «Барьер-2017», состоявшейся в Санкт-Петербурге в декабре 2017 года.

Светлана Гусар, вице-президент Всероссийского союза страховщиков и Национального союза страховщиков предложила меры, способные, по её мнению, навести порядок и добиться того, чтобы пострадавшие в ДТП пассажиры такси могли рассчитывать на компенсацию ущерба в реальных размерах.

Как рассказала Светлана Гусар, всё больше людей отказываются сегодня от личного транспорта в пользу такси. По статистике, количество перевозок в такси растет на 10-15% в год. Между тем, сейчас такси – это единственный вид пассажирского транспорта, на который не распространяется закон об обязательной страховке перевозчиков, и пассажиру получить компенсацию в случае аварии бывает непросто.

Страхование ответственности перевозчиков в России сейчас регулируется Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ и – опосредованно – законом об ОСАГО. Ответственность за жизнь и здоровье пассажиров в рамках этих законов понимается совершенно по-разному и по-разному оценивается, отметила эксперт.

Первое отличие выявляется уже в определении страхового случая как основания для выплаты пострадавшему пассажиру. По ОСАГО она производится, только если было столкновение с другим транспортным средством, и если виноват сам водитель перевозчика. Но даже в случае, когда было столкновение, и вина перевозчика очевидна, добиться выплат бывает трудно. Второе отличие – лимит ответственности за жизнь и здоровье пассажиров в денежном выражении. По ОСАГО он составляет 500 тысяч рублей, тогда как по ФЗ № 67 – 2 млн рублей.

Очевидно, что, исходя из интересов пассажиров, страхование ответственности в такси целесообразнее осуществлять именно по ФЗ № 67, считают страховщики. Однако законодатели понимают, что такие изменения неизбежно приведут к повышению тарифов на перевозки, и, возможно, поэтому соответствующее решение до сих пор не принято.

Нет лицензии – нет страховки

Тем не менее, подход государства к компенсации вреда жизни и здоровью граждан во время перевозок необходимо унифицировать. С этой целью в октябре 2017 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о том, чтобы включить такси в правовое поле ФЗ № 67. Авторами этой законодательной инициативы стали страховщики. Согласно предлагаемым поправкам, обязанность по страхованию ответственности за жизнь и здоровье пассажиров во время оказания услуг будет возложена на перевозчика. То есть, по сути, на водителей. 

Однако существуют системные проблемы, мешающие принятию этих поправок.

Как отметила Светлана Гусар, огромное количество перевозок в такси осуществляется сегодня в так называемом «сером» секторе. Речь идет о транспортных средствах, не прошедших необходимые процедуры лицензирования. Это сотни тысяч наших сограждан, желающих в свободное от основной работы время подзаработать частным извозом. Такой «бизнес» трудно даже отследить, не говоря уже о попытках контроля и регулирования. Чтобы исправить ситуацию, нужны законодательные изменения, в том числе норма, согласно которой, если страховой случай произойдет с транспортным средством без соответствующей лицензии и страховки, страховщик сможет предъявить такому перевозчику перекрестное требование.

«В некоторых регионах уже есть примеры взаимодействия и соответствующие правила, по которым договоры страхования заключаются только с перевозчиками, имеющими все необходимые документы. Эту норму страховщики предлагают закрепить законодательно», – сказала Светлана.

Нелегалам перекроют кислород 

Все выданные разрешения на осуществление деятельности перевозчика внесены в соответствующие реестры. Такие реестры ведут субъекты Российской Федерации, но единого по стране – нет. Из-за этого возникает много сложностей. По мнению страховщиков, в России необходим единый реестр транспортных средств, получивших лицензию на перевозку в режиме такси.

Страховщики также считают, что необходимо законодательно разделить ответственность между агрегатором и перевозчиком.

В крупных городах с использованием агрегаторов осуществляется 90% перевозок, и потребители не могут влиять на выбор транспортного средства. По мнению Светланы Гусар и ее коллег, агрегатор, который распределяет заявки на вызовы такси, прежде чем назначить транспортное средство клиенту, должен убедиться, что у водителя есть вся разрешительная документация, в том числе два договора страхования – ОСАГО и договор страхования ответственности перед пассажиром. «И если агрегатор этого не сделает, он должен будет нести ответственность» – подчеркнула Светлана. Если изменения внесут, и эта обязанность будет введена – водитель просто не сможет работать в такси без соответствующих документов. Штраф за отсутствие документов может достигать 500 тысяч рублей. Как сказала Светлана Гусар, это «убийственный штраф», но он оправдан, поскольку пассажирам такси, попавшим в ДТП, часто приходится лечиться за свой счет.  При этом стоимость полиса страхования ответственности перевозчика не превысит трёх тысяч рублей в год. 

Кроме того, Светлана Гусар заявила, что каждому таксисту необходимо зарегистрировать ИП,  и всегда иметь при себе полный пакет документов, включающий страховки. В свою очередь, агрегатор  не должен выпускать машину на линию без документов.

Гайки туже – таксисты тише

Анатолий Антонов утверждает: таксисты в Иркутске и рады были бы платить страховые взносы, тем более, на благие цели, но считают, что для начала стоит разобраться с ОСАГО: «Сегодня факт провала страховых компаний на рынке ОСАГО для такси умалчивается, хотя это серьезный и наболевший вопрос. Полис можно получить только с помощью команды юристов, и в среднем это занимает 55-70 дней с момента подачи заявления. Собрать с перевозчиков дополнительные средства, не обеспечив базовую потребность по страхованию такси ОСАГО, – идея утопическая».

Анатолий подчеркивает, что тот факт, что машина застрахована в такси, должно априори включать пакет страхования пассажиров. «Мы согласны платить адекватные размеры премий по полисам. Но все имеющиеся сегодня предложения от страховых компаний по защите жизни и здоровья пассажиров завязаны на конкретного водителя и его личную ответственность. С учетом текучки и кадровой ротации обеспечить такой уровень работы невозможно. И пострадают от этого только легальные таксопарки. Остальные как были в тени и вне правового поля, так там и останутся».

Илья Филиппенко, директор компании «Желтое такси», с коллегой согласен. Он также уверен, что, если давление на таксистов продолжится, то через несколько лет на дорогах не останется официальных такси.

«Я думаю, что закручивание гаек по отношению к официальным перевозчикам загонит официальные такси глубже в тень или просто уничтожит этот рынок. Обязательное страхование ответственности повысит тарифы официальных перевозчиков, что подтолкнет таксопарки к закрытию, – поясняет свою точку зрения Илья. – Эта тенденция уже просматривается. За прошлый год в Иркутске из 15 официальных таксопарков с медиками, механиками осталось только два. Маржа в таксопарках стремится к нулю. Поэтому чем дальше – тем хуже для отрасли».

 


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Страховка для пассажиров такси":
Все материалы сюжета (17)