Новости / Страхование

Автолизинг боится остаться без корпоративного парка

Крупные компании, работающие на рынке автолизинга, бьют тревогу по поводу нового закона «О безопасности дорожного движения», который готовился Минтрансом: они увидели в документе угрозу для отрасли. Закон предусматривает, в частности, что сотрудники фирм, использующие корпоративные автомобили в личных целях, должны проходить предрейсовый медосмотр и оставлять машины только на специальных стоянках. Так трактуют нормы компании, обратившиеся за разъяснениями в МВД. В Минтрансе и полицейском ведомстве утверждают, что новые требования распространяются лишь на профессиональных перевозчиков.

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо компании Autopartners (дочерняя структура «Кредит Европа банка», специализирующаяся на оперативном автолизинге; в парке более 3,5 тыс. машин) начальнику ГИБДД России Михаилу Черникову, в котором рассказывается о «проблемах, с которыми столкнутся компании» в связи с новой редакцией закона «О безопасности дорожного движения». «Применение закона может негативно повлиять на частный бизнес и затруднить развитие некоторых секторов экономики»,— говорится в письме.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2017 году в России в лизинг было передано 140 тыс. легковых автомобилей (+22% к 2016 году). Доля лизинга составляет 8,8% от совокупных продаж легковых авто (на 0,8% больше, чем годом ранее). Автолизинг популярен у крупных компаний: обслуживание корпоративного парка (включая страхование, ТО-ремонт, шиномонтаж и т. д.) берет на себя фирма-владелец, пользователи лишь заправляют машины.

Поправки, о которых идет речь, приняты Госдумой в 2017 году и вступают в силу 21 декабря 2018 года. Идея, предложенная Минтрансом, заключалась в уравнивании законодательных требований для юрлиц, ИП и физлиц, эксплуатирующих автобусы и грузовики. Дело в том, что предприниматели специально регистрируют транспорт на «физиков», чтобы не выполнять ряд обязательств по безопасности (предрейсовый медосмотр водителей, техосмотр транспорта, установка тахографов и т. д.).

Autopartners обращает внимание на новую редакцию ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения»: юрлица и ИП, «осуществляющие перемещение лиц, находящихся в транспортном средстве, без заключения договоров», также должны выполнять требования по безопасности. Иными словами, водитель корпоративного автомобиля должен будет пройти медосмотр — для этого требуется договор со специализированной медицинской организацией. Кроме того, машину после «завершения рейса» нужно оставлять не во дворе дома, где живет пользователь, а на специальной стоянке. Требования будут изложены в приказе Минтранса (проект размещен на regulation.gov.ru): парковки должны быть расположены за пределами территории многоквартирных домов (иными словами, запрещены во дворах), иметь туалет, помещение для отдыха обслуживающего персонала и пункт общественного питания.

«Финансовые издержки выполнения требований повлекут за собой увеличение цен на услуги и товары компаний, основная деятельность которых не связана с профессиональными перевозками пассажиров, груза и багажа,— считают в Autopartners.— Применение закона может негативно повлиять на частный бизнес». Пользователи корпоративных машин просто пересядут на личные автомобили, а лизинговые компании разорятся.

Эксперты эти опасения разделяют. Глава департамента по связям с госорганами и правовой поддержке компании «АЛД Автомотив» (структура Societe Generale Group, занимается долгосрочной арендой машин) Алла Иванова обратила внимание на требования заполнять путевые листы и проходить курсы повышения квалификации, содержащиеся в новом законе: «Они делают использование корпоративного автомобиля невозможным на практике». «Это может привести к коллапсу бизнеса по аренде и лизингу автомобилей»,— говорит госпожа Иванова.

Из-за нечетких формулировок закона может возникнуть поле для «различных интерпретаций и непоследовательной правоприменительной практики», отмечает президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. «Компании, предоставляющие своим сотрудникам авто как часть компенсационного пакета, будут вынуждены соблюдать правила, по смыслу направленные на компании-перевозчики,— отмечает госпожа Нестеренко.— Для руководителя предприятия, сотрудника, использующего автомобиль в личных целях, требование о предрейсовом контроле станет неисполнимым. Такие категории сотрудников не работают в должности водителя, не выходят "в рейс"«.

Власти призывают бизнес не паниковать. В Минтрансе “Ъ” пояснили, что «принципиально новые» обязанности для юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки, в новом законе не предусмотрены. Там пообещали подготовить проект поправок к КоАП, введя ответственность за несоблюдение новых правил.

Иван Буранов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное