Новости / Страхование

С 1 апреля на рынке страхования жизни начали действовать новые правила продажи полисов

С 1 апреля на рынке страхования жизни начнут действовать новые правила продажи полисов. Теперь страховые компании и банки-агенты будут обязаны раскрывать все существенные условия договора и предупреждать об основных рисках этих финансовых продуктов. Участники рынка ожидают уменьшения числа нарушений, величина которого будет зависеть от мер ЦБ по контролю за их исполнением.

Лидеры роста

Второй год подряд российский рынок страхования жизни демонстрирует высокие темпы роста финансовых услуг. По оценке Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Ассоциации страховщиков жизни, по итогам 2018 года общий объем страховых премий страховщиков жизни вырос по почти на треть и достиг 478 млрд руб. При этом почти весь рост основан на продажах одного продукта — инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Взносы в этом сегменте выросли на 35% до 291,6 млрд руб. Страхование жизни продолжает удерживать лидирующие позиции не только в страховой отрасли, но и среди прочих финансовых инструментов.

По оценкам “Ъ”, за минувший год инвесторы вложили в индивидуальные инвестиционные счета около 110 млрд руб., розничные паевые фонды привлекли за тот же период 86 млрд руб. Больший объем средств частные инвесторы вложили только в депозиты. По данным ЦБ, вклады населения в банках России за год выросли на 2,5 трлн руб.— до 28,5 трлн руб.

Борьба с мисселингом

Столь высокие темпы привлечений связаны с активными продажами полисов ИСЖ банками-агентов, которые в погоне за прибылью не всегда в полной мере информируют клиентов об особенностях продукта. В результате в прошлом году продажи ИСЖ через банковский канал оказались в лидерах мисселинга. По данным ЦБ, из 52,5 тыс. жалоб потребителей на навязывание услуг больше половины связаны с фактами мисселинга при продаже полисов ИСЖ.

В целях противодействия недобросовестной продаже страховых продуктов ВСС совместно с банковские ассоциации разработали стандарты. На минувшей неделе указания опубликовал ЦБ. С 1 апреля при продаже полисов страхования жизни страховые компании и их агенты будут обязаны предупреждать клиентов об основных рисках предлагаемого страхового продукта и существенных условиях договора. В частности, продавцы будут обязаны информировать клиентов о порядке расчета инвестиционного дохода, об отсутствии гарантий его получения, о порядке возврата денежных средств при расторжении договора страхования, а также о том, что инвестиции по договору страхования не входят в систему гарантирования Агентства по страхованию вкладов. «Указание ЦБ предполагает концентрированное изложение наиболее чувствительной информации в небольшом документе, с особыми способами визуализации, который обязательно подписывается клиентом»,— отмечает директор по правовым вопросам СК «Росгосстрах Жизнь» Александр Козинов.

По мнению управляющего директора по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янина, самым значимым для частных инвесторов станет требование об обязательном информировании о том, что продукт не является банковским депозитом и что его продает в принципе не банк, а страховая компания.

Бдительность сохранить придется

Участники рынка ожидают, что по итогам внедрения новых стандартов продаж произойдет снижение мисселинга, но насколько оно будет значимым, покажет только время. «Не секрет, что в России не очень развита культура получения финансовых услуг. Многие люди предпочитают покупать, основываясь на том, что «сказал этот приятный молодой человек», а не на содержании документов. 

Новые требования неизбежно усложнят работу страховых и банков агентов. «Это лишний документооборот и бумажная волокита, которая не всегда нравится клиентам»,— отмечает собеседник в крупном банке.

Василий Грядкин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное