Новости и комментарии

Внутренний спрос остается подавленным. Потребление в кредит доступно немногим

Статистика Росстата, характеризующая состояние доходов населения и внутреннего частного спроса в первом полугодии 2018 года, не фиксирует заметных позитивных сдвигов. Хотя реальные зарплаты в годовом выражении продолжают расти, динамика доходов и розничных продаж пока остается слабой. Наиболее обеспеченные граждане продолжают увеличивать потребление жилищных услуг и товаров за границей, сокращая сбережения и увеличивая задолженность перед банками. Роста же инвестиционного спроса по косвенным признакам в июне не наблюдалось.

В первом полугодии 2018 года реальные располагаемые доходы населения с учетом единовременной денежной выплаты пенсионерам в размере 5 тыс. руб. в январе 2017 года выросли на 1,6% в годовом выражении, но снизились на 1,8% по сравнению с кризисным первым полугодием 2016 года, сообщил Росстат. На фоне того, как их годовые темпы роста в мае и июне фактически обнулились, реальные зарплаты, хоть и медленнее, чем в первой предвыборной половине года, но продолжали расти — на 7,2% в июне и 8,7% в первом полугодии 2018 года.

«Снижение в реальном выражении доходов от собственности и предпринимательской деятельности, сокращение доходов от вторичной занятости и рост в структуре денежных доходов доли социальных выплат сдерживают рост реальных денежных доходов населения»,— поясняют аналитики РАНХиГС в «Ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения».

Причины, по которым рост зарплат не трансформируется в увеличение внутреннего потребления, все те же: граждане предпочитают увеличивать ипотечную задолженность перед банками и делать покупки в иностранных интернет-магазинах.

При этом, в том числе из-за резкого снижения доходности, чистые банковские вклады сокращаются, отмечает аналитик ЦМАКП Игорь Поляков. «За пять месяцев 2018 года превышение прироста кредитной задолженности над приростом банковских вкладов составило 553 млрд руб., или 3% расходов населения на конечное потребление»,— отмечает Михаил Хромов из ИЭП имени Егора Гайдара, называя такое поведение «естественной реакцией для населения, стремящегося поддерживать определенный уровень жизни в условиях стагнирующих доходов».

Хотя в ЦБ и ИЭП считают, что домохозяйства перешли к кредитной модели потребления, в ЦМАКП называют ее смешанной, отмечая, что большая часть текущего прироста кредитов является перекредитованием надежных заемщиков, а рост потребления (в том числе жилья и машин) аналитики объясняют отложенным спросом. Более того, доля кредитов в доходах граждан заметно меньше, чем во время кредитного бума 2012–2013 годов.

Алексей Шаповалов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное