Новости и комментарии

Новые стандарты продаж угрожают росту рынка ИСЖ

Введение новых стандартов продаж продуктов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) может снизить темпы роста страхового рынка в 2019 году, полагают в рейтинговом агентстве «Эксперт РА». Потребители могут отказаться от вложений в такие финансовые инструменты, испугавшись рисков, о которых им ранее не сообщали. Впрочем, страховые компании рассчитывают на позитивный для себя сценарий.

По мнению «Эксперт РА», в течение 2019 года на рынке могут реализоваться два противоположных сценария, развитие которых будет зависеть в основном от реакции потребителей на результаты антимисселинговых мер Банка России в отношении страховщиков и банков-агентов. Об этом говорится в тексте предварительного прогноза развития страхового рынка от рейтингового агентства (есть в распоряжении “Ъ”). Важнейшая из этих мер регулятора — стандартизация правил продаж ИСЖ.

Проблема мисселинга на рынке инвестиционного страхования жизни активно обсуждается с 2016 года, фактически с начала активного продвижения этого продукта среди физических лиц. «Текущая модель продаж ИСЖ приводит к формированию у потребителей завышенных ожиданий относительно качества и характеристик продукта, несет в себе репутационные риски для страховщиков и банков-посредников»,— указывалось в «Концепции совершенствования регулирования инвестиционного страхования жизни» ЦБ. В документе также упоминалось о планах регулятора по установлению общих требований к условиям и порядку раскрытия информации об особенностях договоров ИСЖ и связанных с ними рисках. Предполагается, что эти требования будут сформулированы ЦБ в начале 2019 года.

По оценкам СК «Росгосстрах», сейчас уровень мисселинга в премиальном сегменте (на который приходится основной объем продаж ИСЖ) не превышает 10–15%. Введение же обязательной памятки для страхователей позволит избежать некачественных продаж и, как следствие, неудовлетворенности клиентов, считают в компании. «Стандарты, регулирующие отрасль, помогут более качественно выстраивать взаимоотношения с клиентами»,— согласен официальный представитель СК «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук. Однако все будет зависеть от конкретного исполнения этого стандарта. По его словам, информация о продукте не должна запугивать клиентов, нужно подробно и понятно разъяснить не только недостатки ИСЖ, но и достоинства (например, что доход не гарантирован, но клиент никогда не уходит в «минус»).

В связи с ожидаемым усилением регулирования и отсутствием конкретики в данном вопросе на рынке страхования жизни высок уровень неопределенности. Реализация того или иного сценария, по мнению «Эксперт РА», будет зависеть от того, как потребители воспримут раскрываемую информацию о продуктах ИСЖ. Если она не отпугнет население от вложений, «рост премий будет поддержан дальнейшими интенсивными продажами ИСЖ кредитными организациями и относительно невысокими ставками по депозитам». В этом случае объем собранных премий может достичь 575 млрд руб., за год прибавив 28%. Если же реакция клиентов на информирование будет негативной, объем собираемых премий по страхованию жизни снизится до уровня 2017 года и составит около 350 млрд руб.

Мария Сарычева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/