Новости и комментарии

0,34% годовых заплатят банки ЦБ за привлечение вкладчиков через маркетплейс

Банк России обнародовал размер комиссий, которые будут уплачивать банки за привлеченных через маркетплейс ЦБ вкладчиков. Он составит 0,34% годовых от суммы привлеченного вклада. По мнению экспертов, для крупных банков с широкой филиальной сетью он является чрезмерным, поскольку там привлечение вкладчика стоит дешевле. Однако для небольших игроков, желающих выйти на новый рынок, освоиться в другом регионе или же быстро нарастить объем вкладов, такой процент может быть приемлемым.

Как стало известно “Ъ”, в начале марта на встрече в Нижнем Новгороде с представителями кредитных организаций ЦБ впервые обнародовал размер комиссии, которую будут уплачивать банки за привлечение вкладчика через платформу маркетплейс. Об этом рассказали несколько участников встречи. Советник первого заместителя председателя Банка России Елена Чайковская заявила, что банк при привлечении вкладчика через маркетплейс заплатит оператору 0,24% от суммы вклада плюс 0,1% годовых. Оператором платформы, через которые будут привлекаться банковские депозиты, является Московская биржа. При этом, как было разъяснено участникам встречи, размер комиссии будет зависеть не от того, на какой период открыт вклад, а от того, сколько средств реально в нем находилось.

Отвечая на запрос “Ъ”, в ЦБ подтвердили факт обсуждения тарифов обслуживания с банками как с потенциальными пользователями сервиса платформы. При этом там подчеркнули, что тарифную модель определяет платформа с учетом стоимости услуг витрин и реестра финансовых трансакций. В пресс-службе Московской биржи сообщили, что «модель маркетплейса предполагает единый тариф, уровень которого сейчас обсуждается с участниками рынка».

Эксперты отмечают, что предлагаемый рынку тариф привлечения средств вкладчиков через маркетплейс может быть интересен далеко не всем игрокам. «Для крупных банков с большой сетью подобные тарифы будут не слишком привлекательны,— считает управляющий директор агентства "Национальные кредитные рейтинги" Станислав Волков.— Они привлекают средства через собственные отделения, и стоимость таких операций намного ниже». Опрошенные “Ъ” представители крупных банков называли суммы привлечения 0,6–2 тыс. руб. за вкладчика. «Впрочем, федеральным банкам в отдельных регионах, где они слабо представлены офисами, маркетплейс может быть интересен,— отмечает младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Вячеслав Путиловский.— А также в случаях резкой потребности в фондировании».

Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что в первую очередь проект будет интересен средним и малым банкам, а также тем, кто уже сейчас активно привлекает средства через интернет и агрегаторов. «Обнародованные затраты на такое привлечение сопоставимы с затратами на привлечение вкладов через интернет»,— уверен начальник управления сберегательного и инвестиционного бизнеса банка «Открытие» Александр Бородкин.

Эксперты не исключают, что проект может стать привлекательным для банков, которые активно «пылесосят» рынок. «Банки с небольшой сетью готовы больше платить за привлеченные средства, особенно если необходимо показать в какой-то период активный рост»,— уверен Станислав Волков.

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное