Новости

Екатерина Фереферова, директор кафе «Зелень»: «Идти некуда. У всех банков один и тот же ‘совок’»

Про банки. История взаимоотношений с банками у меня хоть и не очень длинная, но весьма драматичная. Со Сбербанком – особенно. Никак у нас с ним не складывается (смеется).

Давным-давно пыталась взять в Сбере кредит на покупку автомобиля – не дали. Кредитовалась в итоге в «Восточном Экспрессе», там было очень интересное предложение – «Женский автокредит» – без первоначального взноса, без поручителей.

Открыв кафе, я снова отправилась в Сбербанк – теперь уже как юрлицо, завела там расчетный счет: подкупили, конечно, масштабы банка, разветвленная банкоматная сеть. За год сотрудничества с ними чуть не поседела: сервис оставлял желать лучшего, дозвониться и оперативно решить вопросы было невозможно, режим работы был крайне неудобен. 

Тем более мне было с чем сравнивать: счет второй моей компании был открыт в «Банке24.ру». И это был просто супербанк для бизнеса!

В 2012 году я закрыла счет в Сбербанке – и обе мои компании обслуживались в «Банке24.ру», пока у него не отозвали лицензию. Я была шокирована этой новостью, как, думаю, и многие другие: и дело не в том, что деньги «повисли» (я, кстати, накануне утром – как чувствовала – сняла почти все деньги со счета, рублей 500 там осталось), просто это был действительно очень хороший банк: мобильный, с отличным сервисом.

После отзыва лицензии снова встал вопрос, куда идти. Изучила рейтинг лучших банков России, остановилась на «Открытии». Счет там пообещали открыть за три дня (кстати, в «Банке24.ру» это делали за час), в итоге это растянулось на три недели. Очень много денег «повисло» за это время: гости рассчитывались, поставщики ждали оплаты: им ведь все равно, что у твоего банка отозвали лицензию.

К «Открытию» у меня немало претензий, но пока я с ними – идти-то некуда. У всех один и тот же «совок».

В этом году безуспешно пыталась взять кредит на развитие бизнеса в Сбербанке. «Нужна, – говорят, – кредитная история». Но ведь чтобы появилась кредитная история, нужно взять кредит. А его не дают без кредитной истории – замкнутый круг какой-то (смеется). Видимо, придется просто взять тысяч 50 и «выслужиться» перед банком.

Про кредиты. К кредитам как физлицо я отношусь плохо. Но есть вещи, на которые точно не накопишь, – машина, квартира. В случае таких крупных покупок без заемных средств не обойтись. А вот людей, которые берут кредит, например, на отпуск, я не понимаю. Для меня это неприемлемо. Отдыхаешь и думаешь: а я за это денег должен! Какой же это отдых? Я лучше накоплю и поеду отдыхать со спокойной душой. 

Про карты. У меня есть дебетовая карта Сбербанка. И во многих случаях это удобно. Не нужно ехать куда-то, чтобы совершить какие-то платежи, все можно сделать через «Сбербанк Онл@йн»: и интернет оплатить, и мобильную связь, и перевести деньги за аренду квартиры хозяйке. А вот в магазинах я предпочитаю расплачиваться наличными. Если идешь с картой, зная, что на ней лежит какая-то круглая сумма, не можешь себя ограничить, начинаешь «сметать» все подряд (смеется). А если идешь с наличными, то больше этой суммы не потратишь. Меньше соблазнов.

Про инвестиции. Деньги должны работать. Прежде всего, в бизнесе. У нас небольшое кафе, и если есть свободные средства, я их никогда не спущу, они будут лежать, ждать своей очереди – и обязательно пойдут на развитие.

Про расходы. Любимая статья расходов у меня, как и у всех женщин, – шопинг. Туфельки, бусики, платья. Приятно тратить и на отдых. Правда, это бывает нечасто: вырваться даже на пару недель, когда у тебя свой бизнес, непросто.  

Про отдых. Летом люблю отдыхать на Байкале. Не понимаю людей, которые летом едут за границу – у нас здесь тоже можно хорошо отдохнуть. Дорого, правда. А зимой предпочитаю ездить за границу, в теплые страны Азии: Таиланд, Китай, Вьетнам, Филиппины. Европа для нас, мне кажется, вообще закрыта, особенно с нынешним курсом. У них-то как бутылка воды стоила три евро, так и стоит, а для нас теперь это «космические» деньги.

Про банковскую систему. Ей еще расти и расти. Конечно, подвижки есть: платежные сервисы развиваются, скорость обслуживания; уровень коммуникаций становится лучше. Но главное все-таки – человеческий фактор. В банках очень много некомпетентных специалистов, и сервис страдает.

К банковской чистке у меня отношение двоякое. Я не спорю, банков развелось очень уж много, но порой какой-нибудь маленький, захудалый банк относится к клиенту лучше, чем «акула бизнеса». И сервис там лучше, и ставки более привлекательные…

Про кризис. Кризис, конечно, ударил по нашему бизнесу: закупочные цены на продукты растут, посещаемость кафе падает. Несмотря на рост издержек, мы пока держим цены на прежнем уровне (последнее повышение было в сентябре). Многие коллеги после Нового года перешли на новое меню, поменяли ценники. Но я приняла для себя принципиальное решение, что повышать цены не буду.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное