Новости

Как перестать быть своим злейшим врагом на фондовом рынке?

Несмотря на сильный рынок и хорошие экономические показатели, позволяющие регуляторам отходить от ручного управления экономикой и финансовыми рынками, многие эксперты предупреждают о грядущем снижении и советуют продавать сильно выросший рынок акций.

Но это может быть большой ошибкой, т.к. акции могли бы и дальше приносить вам стабильную прибыль. Очевидная ошибка заключается в том, что на самом деле нет никаких объективных причин скрытой слабости рынка. Никто в действительно не может предсказать рынок.

Однако во взаимодействии трейдера и рынка может быть большая проблема: ваш мозг.

Печальная истина заключается в том, что работа вашего мозга заточена на то, чтобы сделать вас своим злейшим врагом на фондовом рынке. И искушение, заставляющее вас продать активы в попытке предвосхитить их падение, высвечивает два наших самых главных психологических недостатка в качестве инвестора.

Эффект диспозиции

Не одно десятилетие известен факт, что инвесторы слишком рано продают перспективных лидеров рынка акций и слишком долго держат в портфеле аутсайдеров. Но недавние исследования Кэри Фридмана, доцента в Школы бизнеса USC Marshall, помогают объяснить, почему так происходит. Понимание полученных им результатов и того, как ваш мозг, вероятно, стремится уничтожить вас прямо сейчас на фоне звучащих экспертных мнений об откате, – всё это поможет вам лучше ориентироваться в любой рыночной ситуации.

Чтобы узнать, почему инвесторы стремятся быстрее зафиксировать позицию, Фридман изучил действия трейдеров с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), неким подобием «видеоверсии» МРТ. Это позволило Фридману наблюдать за мозгом трейдеров, пока они торговали.

И вот в чём главное открытие: обычно, когда люди продают, чтобы зафиксировать прибыль, соответствующая часть их мозга освещалась, свидетельствуя о том, что они получили «сигнал удовольствия», т.е. приятное нервное возбуждение от продажи. Но если они просто удерживали свои «длинные» позиции во время роста, подобного увеличения активности не было, говорит Фридман. «Есть дополнительный нервный стимул от продажи с прибылью».

Получается, что люди склонны быстрее зафиксировать прибыль, чтобы испытать психологическое удовольствие от этого действия. Странно, но мы не получаем той же награды, просто наблюдая, как увеличивается прибыльность незафиксированной позиции.

Ещё одна причина, из-за которой люди продают слишком рано, – это страх потери «бумажной» прибыли, говорит психиатр Ричард Петерсон, автор нескольких книг по психологии инвесторов, недавняя из которых – «Торговля на чувствах: превосходство разума над рынками». «Инвесторы склонны продавать и фиксировать прибыль», говорит Петерсон, предлагая собственные индикаторы настроения на рынке на своем сайте marketpsych.com

Всё это наталкивает на вывод, что в большинстве случаев лучше просто покупать и держать акции, игнорируя все флуктуации рынка, поскольку эта стратегия зачастую приносит прибыли не меньше, чем иные рыночные гении, о чём любит проповедовать Уоррен Баффет. И продавая, вы несёте различные издержки, в том числе фиксируете прибыль, с которой придётся платить налог.

«Если ваша главная цель – максимизировать финансовую отдачу, то активный трейдинг, приносящий вам иногда психологическое удовольствие, в конечном счете, снизит ваши доходы», – говорит Фридман.

Еще одна большая проблема заключается в том, что продав – вы рискуете упустить множество преимуществ в будущем из-за второго способа, с помощью которого мозг пытается одолеть вас. Речь идёт о следующем…

Эффект обратной покупки

Если вы продали слишком рано, можете ли вы легко вернуться в акцию, если она продолжает расти, чтобы опять получать выгоду от её дальнейшего подъёма?

Вам кажется, что это просто. В конце концов, вы, наверняка, исследовали эту компанию, и вы знаете, что она перспективна. Но реальность заключается в том, что ваш мозг делает всё, чтобы удержать вас от повторной покупки этой акции. Именно это делает вашу предрасположенность продавать лидеров роста особенно зловещей. Если акция, которую вы продали, снизилась, вы с удовольствием опять её купите. Но если она продолжает расти после вашей продажи, вы, скорей всего, её не купите. Это называется эффектом обратной покупки.

И в этом случае проведённое Фридманом сканирование мозга биржевых трейдеров объясняет нам, почему так происходит. По мере роста акции после её продажи мы наблюдаем снижение активности мозга в соответствующей части их мозга, – в той же самой, которая загорается, когда вы продаёте с прибылью. Данное отсутствие активности характеризирует то сожаление, которое мы испытываем, поскольку акция идёт выше уже без нас.

«Это сожаление влияет на поведение, – говорит Фридман. Оно вызывает у людей неприятие к повторному входу в рынок, даже если это может быть правильным. «Скорбь порождает паралич решительности», – говорит он.

Победить свой мозг

Итак, как же нейтрализовать постоянное стремление мозга заставить вас сделать что-то не то? Прежде всего, необходимо убрать эмоциональную составляющую из вашего взаимодействия с рынком. Лучшие трейдеры говорят, что не испытывают острых ощущений, когда торгуют успешно, и они ничего не чувствуют, когда осознают свои потери. Эта эмоциональная отстранённость нейтрализует естественное стремление мозга заставить их действовать неправильно.

Но как вы можете этого добиться? Первый шаг – признать, что ваши эмоции играют роль в ваших инвестиционных или торговых решениях. После чего следующие шаги помогут вам нейтрализовать эмоции или управлять ими при инвестировании.

1. Не следите за рынком каждую секунду.

Отключите онлайн!

Если вы отслеживаете свою торговлю акциями по каждому тику, вы, скорее, настраиваете себя на катастрофу. Каждое изменение цены вызывает эмоции и может превратить трейдинг в некое развлечение. Но возникающие в процессе такого «развлечения» эмоции, в конце концов, приведут вас к ошибке. Если вы не профессиональный трейдер, лучше просто игнорировать рынок.

Кроме того, избегайте онлайн комментариев, отключите трансляцию бизнес-каналов. Полностью, а не только звук.

Телевизионные продюсеры знают, как управлять эмоциями аудитории, чтобы вовлечь вас в своё шоу. Именно поэтому передачи о рынках на телевидении заполняются срочными сообщениями, а на экранах транслируются тикерные ленты, демонстрирующие изменение биржевых инструментов в реальном времени. Действительно, лучше просто отключить этот шум вообще и навсегда. Всё что нужно знать о рынках, вы можете почерпнуть, читая или разговаривая с людьми.

Короче говоря, держите разум в аналитическом состоянии, говорит Петерсон. Не обманывайтесь сиюминутным движением цены чтобы не принять опрометчивые решения.

2. Настройте интерфейс своего личного кабинета на сайте брокера.

Когда вы входите в свою учетную запись, ваши прибыли, убытки и цены входа в позицию сразу бросаются в глаза. Это большая проблема, потому что эта информация возбуждает эмоции, которые могут заставить вас поступать неправильно. В конце концов, инвестору нужно напомнить о его успехах, чтобы он стал жертвой эффекта диспозиции, говорит Фридман. Если вы просто измените интерфейс личного кабинета, чтобы сделать информацию о ваших прибылях, убытках и о ценах входа менее заметными, – это уменьшит эффект диспозиции.

Не верите? Вот удивительные результаты исследования воздействия учетных записей китайских брокеров. В течение многих лет они не отображали подробные данные о цене покупки в личных кабинетах клиентов. Затем они изменил формат интерфейса, чтобы эта информация отображалась. Фридман изучал деятельность инвесторов до и после изменения на тысячах счетов. «Сразу после того, как они начали показывать цену покупки, мы увидели значительное увеличение эффекта диспозиции», – говорит Фридман.

3. Активно избегайте негатива.

Пытаемся отключить эмоции и задействовать логику.

Если рынок находится в обморочном состоянии, и вы окажетесь втянутыми в него эмоционально, то рискуете продать на самом дне. То же самое может произойти, если вы эмоционально участвуете в рыночной эйфории, – вы можете купить самый максимум.

Чтобы избежать этих ловушек, попробуйте следующее: когда вы чувствуете, что попадаете в один из этих эмоциональных водоворотов, отметьте это в своем календаре, чтобы обдумать ситуацию в течение нескольких дней, говорит Петерсон. Тогда вы перестанете обращать внимание на рыночные безумства.

К сожалению, большинство из нас поступает наоборот, и это ведёт нас по пути к неприятностям. «Когда эмоции зашкаливают, внезапно вы думаете, что вам нужна дополнительная информация», – говорит Петерсон. Вы бросаетесь смотреть больше финансовых новостей по ТВ, «тогда как в действительности вам надо избегать бесполезных источников информации, таких как СМИ, которые транслируют онлайн цены биржевых инструментов и комментируют их движения», – говорит он.

Затем запишите все моменты, когда вы раньше участвовали в рыночных паниках, что вы сделали и было ли это правильным. «Начните журнал и найдите ключевые паттерны, – говорит Петерсон. «Было ли разумно продавать каждый раз, когда вы это делали?» И эта процедура очень важна! «Мы пытаемся отключить эмоции и задействовать логику», – отмечает он.

4. Стремитесь к трудным поступкам.

Инвестиции и торговля не должны быть лёгкими!

Если вы не можете контролировать эмоции при инвестировании, этот, на первый взгляд, парадоксальный совет поможет вам переключить внимание на то, как вы думаете об инвестировании. Основное правило на рынке, – лучшие сделки сложнее всего совершить эмоционально, говорит Петерсон. Если в данный момент вам легко купить какую-то акцию, это, вероятно, в лучшем случае не принесёт ничего стоящего.

Причина этого в том, что обычно мы добиваемся большего успеха, когда торгуем против толпы или инвестируем наперекор устоявшемуся мнению. Обычно, лучше покупать, когда все остальные настроены негативно. Когда кругом все подавлены, вы, скорей всего, чувствуете то же самое. Но эта эмоциональная солидарность с толпой и превращает данный момент в лучший для покупки. Потому что эмоционально вы становитесь частью толпы. «Инвестиции и торговля не должны быть лёгкими», – говорит Петерсон.

5. Воспринимайте фиксацию убытков как «перенос» средств.

Надежда – это не стратегия.

Инвесторы с трудом фиксируют убытки, даже когда это необходимо. Часто мы рационализируем удерживание акций компаний, чьи перспективы безнадёжно испортились, думая, что мы «просто будем держаться, пока не одолеем».

То, что начиналось с рационального анализа нахождения в позиции, превращается в пустую надежду. А, как говорится, надежда – это не стратегия. Чтобы в подобной ситуации победить ваш мозг, подумайте о «продаже» как о «переносе» средств в более перспективные активы, говорит Фридман.

Попробуйте, это работает!

Держите каждую растущую акцию на перспективу. Если вы не игрок, наращивающий позиции с использованием «плеча», ни одна отдельно взятая сделка не будет иметь большого значения с точки зрения вашего образа жизни, ваших карьерных устремлений или ваших долгосрочных целей, говорит Петерсон.

Постоянное осознание этого исключит эмоциональную составляющую из процесса принятия решения на рынке. У вас больше шансов добиться успеха, применяя логику. В инвестиционной психологии это называется переоценкой. «Это позволяет людям видеть общую картину», – отмечает он.

По материалам marketwatch.com 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное