Новости и комментарии / Валюта

Почему Минфин США не ввел санкции против России

Доклад Минфина США, анализирующий возможные последствия введения санкций в отношении покупателей новых российских еврооблигаций и ОФЗ, дает основания полагать, что в ближайшее время этого вообще не произойдет. В тексте доклада констатируется: рынок госдолга России слишком велик и на нем слишком много иностранцев, чтобы такие санкции были точечными, не меньше России пострадают международные компании, и в целом это избыточно сильный и неизбирательный инструмент давления.

Второй документ «кремлевского доклада», посвященного реализации американского закона CAATSA 2017 года и имеющего отношение к расширению санкций США на физических и юридических лиц и отдельные отрасли в России, опубликован вчера агентством Bloomberg. Документ отвечает на вопрос, что думают в Министерстве финансов США по поводу распространения санкций на новый российский госдолг,— выяснилось, что в целом к этой идее подчиненные министра финансов США Стивена Мнучина относятся скептически и даже отрицательно.

Статус опубликованного документа не совсем очевиден — впрочем, Минфин США с какими-либо опровержениями его подлинности вчера не выступил. В преамбуле документа указано, что это текст доклада Минфина США в рамках статьи 242 закона CAATSA, которая предписывает ведомству в течение полугода, до 29 января 2018 года, представить в несколько комитетов Конгресса отчет о возможных последствиях расширения санкций (введенных директивой 13662 подразделения Минфина США — OFAC 12 сентября 2014 года) в отношении России на новые выпуски ее госбумаг. 29 января этот документ, в отличие от «кремлевского доклада» в рамках другой, 241-й статьи CAATSA, опубликован не был.

Поскольку опровержения подлинности документа не последовало, он мгновенно сказался и на котировках российского рубля, и на цене госдолга РФ. В течение получаса после появления первых новостей о том, что санкции не будут вводиться против российского госдолга, котировки наиболее ликвидных ОФЗ выросли на 0,1–0,3% от номинала. Однако удержать позиции не удалось, и по итогам торгов пятницы рост по рублевым госбумагам составил 0,05–0,2 процентных пункта. Краткосрочной была реакция и на валютном рынке.

Аргументация авторов доклада, в итоге скорее не рекомендующих вводить санкции против российского госдолга (прямо этого в докладе не сказано — перечислены лишь аргументы против, которых явно больше, чем за), выглядит так. После падения цен на нефть в 2014 году и «украинских» санкций США и ЕС против России в 2017 году экономика РФ восстановилась и находится сейчас в «слабом» состоянии из-за внутренних структурных проблем и санкционного давления. Однако меры ЦБ и правительства по снижению инфляции и сокращению бюджетного дефицита сделали ее стабильнее. Вместе с тем экономика России и ее финансовая часть существенно глобализованы, российский рынок госдолга (около 15% ВВП, и это низкий уровень) — один из самых крупных среди развивающихся, причем и на внутреннем рынке (ОФЗ, около $122 млрд на третий квартал 2017 года), и на рынке евробондов ($38 млрд) иностранные владельцы контролируют примерно по трети активов. Поэтому точечное применение санкций против нового госдолга РФ не может задеть интересы только российских игроков, в случае с евробондами пострадают традиционные инвесторы в российский госдолг из ЕС. Минфин США при этом констатирует, что доля нерезидентов на рынке ОФЗ в последние годы растет, на рынке евробондов — снижается.

Запрет на производные мог бы действительно резко снизить привлекательность нового госдолга РФ для внешних инвесторов. Впрочем, Минфин США против ограничений на сделки с российским госдолгом и там, где доля российских владельцев выше. В первую очередь, эффект от них непредсказуем, нет смысла вводить только американские санкции против нового госдолга — они уместны лишь в комбинации с новыми санкциями ЕС.

Новые санкции могут вызвать нежелательные перетоки (spillowers) на другие рынки — впрочем, санкции ЕС могут частично снизить этот эффект. Минфин США не отрицает возможного эффекта «возмездия» от санкций по госдолгу РФ для экономики РФ, но эффект этот не определен, тогда как он точно затронет интересы международных компаний в России и снизит конкурентоспособность американского бизнеса на этом рынке.

Дмитрий Бутрин, Виталий Гайдаев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное