Новости и комментарии / Валюта

Единый «финансовый супермаркет» для россиян может заработать в конце года

Единую для рынка площадку — «финансовый супермаркет» с системой удаленной идентификации и регистрацией финансовых трансакций граждан — планируется запустить в конце года. В тестовом режиме прототип решения заработает уже в конце апреля. Техническим строительством платформы занимаются две биржи, а первопроходцами станут пять коммерческих банков, госбанки пока предпочитают оставаться в стороне.

Единая площадка онлайн-дистрибуции финансовых услуг, так называемый маркетплейс, может заработать в «боевом» режиме в конце текущего года, рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов. По его словам, прототип, разработкой которого сейчас занимаются под эгидой ЦБ участники рынка, будет запущен в тестовом режиме в конце апреля. На этой стадии планируется осуществить ряд тестовых сделок по открытию банковских депозитов — пока без реального движения денег, но с удаленной идентификацией физлица и регистрацией его трансакций.

Впервые о проекте было объявлено на форуме Finopolis в Сочи. Тогда господин Швецов обратился к рынку с предложением объединить усилия для разработки технической части проекта. ЦБ же взял на себя роль идейного вдохновителя и поставщика регуляторных решений.

В результате построением платформ займутся Московская биржа и Санкт-Петербургская биржа (принадлежит НП РТС). По словам господина Швецова, необходимым опытом и мощностями обладают также крупные IT-структуры вроде «Яндекса» и Mail.ru, однако переговоры с ними пока не велись.

В тестировании примут участие пять коммерческих банков: «Ак Барс», «Центр-инвест», «Зенит», Совкомбанк и Росбанк. «Маркетплейс — хорошая возможность протестировать решения и подходы, а также понять барьеры, которые встают на пути дистанционного обслуживания клиентов»,— выразил общее мнение зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов.

По мнению ЦБ, маркетплейс даст участникам рынка равные условия для дистрибуции продуктов: единое для всех техническое решение не потребует таких финансовых затрат, как при самостоятельной разработке.

Все это, вероятно, оказалось не столь актуально для крупнейших госбанков, которых изначально называли возможными бенефициарами создания маркетплейса. Ни один из них не присоединился к проекту. «Есть ощущение, что они будут последними, кто это сделает»,— отметил господин Швецов. Начальник управления цифровой трансформации ВТБ Алексей Чубарь сообщил, что банк заинтересован в проекте и «как только он будет запущен в рамках ассоциации "ФинТех", банк присоединится к нему». В Сбербанке отказались от комментариев. Но не только госбанки испытывают сомнения. «Проект искусственный, мертворожденный. Не думаю, что он "полетит", инициатива опять исходит не от бизнеса, а от регулятора», — посетовал один из банкиров.

Мария Сарычева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное