Новости и комментарии / Валюта

Почему нефть не должна дальше падать

Торговые войны между США и Китаем, совокупно обеспечивающими около 35% мирового спроса на нефть и нефтепродукты, чреваты негативными последствиями для мировой экономики, которая и без того в 2019 г. демонстрирует снижение по ряду важных макроэкономических показателей. Замедление экономики неминуемо окажет давление на темпы роста мирового спроса на топливо. В то же время добыча в Штатах, несмотря на устойчивый тренд по снижению буровой активности, остается вблизи максимальных исторических значений и по итогам нынешнего года может побить очередной рекорд, что чревато избытком нефти на рынке в условиях замедления спроса.



На этом фоне нефтяные котировки, несмотря на поддержку ОПЕК+, к концу лета закрепились на уровнях около $60 за баррель, потеряв более 20% от максимумов 2019 г. Дальнейшие перспективы одного из ценнейших товаров на мировом рынке остаются весьма тревожными. На это указывает, в частности, спред между контрактами на Brent с поставкой через 18 месяцев и ближайшими фьючерсами, который уже давно торгуется в бэквордации, намекая на негативные ожидания участников.

Но действительно ли все так плохо? Абзацем выше мы не просто так упомянули, что нефть является одним из ценнейших товаров в современном мире, без которого не обходится любая индустриальная экономика. Если обратить внимание на ретроспективу, то можно обнаружить, что последние 20-25 лет мировой спрос на нефть растет линейно по мере роста населения на планете. Единственное годовое снижение спроса на нефть было зафиксировано в 2008-2009 гг. из-за мирового экономического кризиса, но уже в 2010 г. спрос восстановился и вновь пошел в рост.

По сути, все колебания нефтяных цен связаны с субъективным восприятием рынками перспектив роста или падения мировой добычи. В определенные периоды развития технологий на рынке нефти доминировали различные диаметрально противоположные настроения.

В начале 2000-х, опираясь на актуальный уровень технологий и объем доказанных запасов, аналитические агентства утверждали, что топлива на всех не хватит. Нефтеэкспортеры запрашивали очень высокие деньги за нефть и связанные с ней активы. Но вот наступила сланцевая революция, и теперь все прогнозы говорят о стабильном опережении темпов роста добычи над спросом на протяжении ближайшего десятилетия. Это значит, что высокие цены будут возможны только в том случае, если кто-то из участников добровольно сократит собственную добычу.

Сегодня роль такой «благотворительной» организации взял на себя альянс ОПЕК+, объединяющий 25 стран-нефтедобытчиков, которые добровольно сокращают свое производство в совокупности на 1,2 млн баррелей в сутки (б/с) ради поддержания высоких цен. Нельзя сказать, что это исключительно добровольное решение, ведь бюджеты многих из этих стран очень тесно завязаны на нефтяном экспорте, и в период низких цен их экономическая стабильность оказывается под угрозой. В памяти рынков еще свежи 2014-2015 гг., когда цены на нефть опускались ниже $30 за баррель.

Однако даже такая поддержка не удержала цены на комфортных для нефтеэкспортеров уровнях, несмотря на то, что с точки зрения текущего баланса спроса и предложения цены на Brent ниже $60 выглядят неоправданно низкими. Рынок живет ожиданиями, а крупнейшие аналитические агентства продолжают строить прогнозы, которые подразумевают стремительный рост добычи в США, опережающий спрос.

Но насколько реально сохранение текущих темпов роста производства при нынешних ценах? В отличие от спроса, который очень мало эластичен по цене, предложение имеет весьма осязаемые ограничения по себестоимости добычи. Из-за падения цен в конце 2018 г. американские нефтяные компании сегмента upstream (разведка и добыча) с начала года сокращают бюджеты на бурение, работая на грани рентабельности. Количество пробуренных и завершенных скважин падает с каждой неделей, о чем говорит ежемесячная статистика от EIA и еженедельная от Baker Hughes.

Актуальная финансовая отчетность сланцевых компаний также вызывает скепсис по поводу реалистичности сохранения темпов роста добычи. Высокая долговая нагрузка и скромная маржинальность из-за низких цен не позволяют компаниям планировать достаточные инвестиции на бурение новых скважин. По официальным данным EIA, темпы роста добычи за первые 5 месяцев в США существенно снизились.

Это значит, что при текущем уровне цен рынок нельзя с полной уверенностью назвать сбалансированным. Нет сомнений, что нефтяная отрасль в США будет продолжать активно развиваться, но при текущих ценах на американскую нефть WTI ниже $55 за баррель темпы роста неминуемо сократятся, а это, в свою очередь, будет толкать цены вверх. В итоге мы получим более высокую справедливую цену в районе $65-70 за баррель Brent, отражающую реальное соотношение спроса и предложения на сбалансированном рынке.

Разумеется, нельзя исключать кратковременный спекулятивный спад цен к еще более низким значениям, но уже сейчас можно сказать, что актуальные уровни весьма неустойчивы и фундаментальные перспективы нефти говорят скорее в пользу роста, нежели дальнейшего снижения или сохранения нынешних цен.

К тому же стоит добавить, что страны-нефтеэкспортеры вполне могут еще больше снизить квоты на добычу в рамках сделки ОПЕК+ при появлении такой необходимости. Так что даже в случае краткосрочного падения поддержка альянса будет способствовать быстрому восстановлению ценовых ориентиров.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное