Газета Дело

В плену социальных сетей

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В плену социальных сетей

За последние несколько лет социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они представляют собой своего рода автоматизированную социальную среду или многопользовательские веб-сайты, которые постоянно наполняются новыми участниками, объединенными общим интересом. В глобальной сети Интернет их бесконечное множество: "ВКонтакте", "Facebook", "Твиттер", "Одноклассники", "Мой круг", "ЖЖ" и другие.

Наверное, нет человека, который не слышал бы этих названий. Практически каждый второй пользуется услугами хотя бы одной из перечисленных сетей. Это и понятно -- в век высоких технологий остается очень мало времени на живое общение, встречи с друзьями. А социальные сети помогают совместить приятное с полезным: в них можно и пообщаться, и нужную информацию найти.

Проведя небольшое исследование на основе опроса, корреспондент газеты "Дело" выяснил, насколько популярны социальные сети у иркутян и какой из них отдают предпочтение те или иные социальные группы. К слову, из полусотни опрошенных примерно 90% иркутян зарегистрированы в одной или более интернет-сети.

Наиболее распространенной оказалась сеть "ВКонтакте". Как и следовало ожидать, студенты -- самые активные ее пользователи. На этом сайте зарегистрировано подавляющее большинство учащихся иркутских вузов. По словам студентов, это очень интересная и полезная социальная сеть, позволяющая обмениваться новостями, учебной информацией, а также завязывать новые знакомства. Кроме того, там можно найти любую музыку, фильмы, создать свою группу, поделиться творчеством. Как выяснилось, в этой сети также "сидят" работники самых разных профессий: менеджеры, инженеры, продавцы, реже педагоги, домохозяйки. И даже у предпринимателей находится время туда заглянуть.

Вторым по популярности среди иркутян значится сайт "Одноклассники". Все когда-то были школьниками, у всех есть школьные знакомые, друзья. К сожалению, с годами связь с ними утрачивается, а в социальной сети "Одноклассники" всегда можно найти старых друзей, любимых преподавателей. Услугами сайта пользуются все примерно с одинаковой частотой -- бизнесмены, педагоги, домохозяйки, рабочие строительных профессий и студенты.

Примерно в сходных целях иркутяне пользуются сетью "Mail.Ru". Здесь можно найти одноклассников, коллег, родных. Бизнесмены заходят сюда и для работы -- сайт предоставляет возможность быстрого обмена информацией с коллегами, доступа ко всем новостями. Также на "Mail.Ru" есть возможность создать и вести собственный блог. Сайтом пользуются в основном предприниматели, педагоги, студенты, представители рабочих профессий, реже домохозяйки.

Широкоизвестная сеть "Facebook" популярнее среди молодежи. Хотя и в кругу бизнесменов, программистов, преподавателей, журналистов есть те, кто пользуется этим ресурсом. Сеть также предназначена для общения, обмена информацией. Пользователи ведут собственные фотоальбомы и "стену", контролируют уровень доступа к информации, опубликованной в их профиле.

В одном ряду с сетью "Facebook" стоит "Google Plus". В основе работы сайта лежит "концепция кругов", благодаря которым пользователь контролирует общение с участниками. Здесь можно создавать неограниченное количество кругов, включая в них своих знакомых. Сетью пользуются в основном студенты, реже преподаватели, бизнесмены, менеджеры. На сайте также можно узнать новости, найти нужную информацию о происходящем.

Среди журналистов популярен "Twitter". Это и понятно, ведь он, в основном, предназначен для передачи коротких заметок. На "Твиттере" сидят, как правило, те, кому интересны последние происшествия в городе, стране. Пользователи публикуют новости как общественного, так и личного характера. Однако, по опросам, иркутяне пользуются этой сетью не слишком часто.

На "ЖЖ" (или "Живой журнал") собираются представители самых разных слоев населения и профессиональных сообществ. Много журналистов, писателей и поэтов, фотохудожников, пиарщиков, политиков, студентов и т.д. "Живой Журнал -- это возможность выразить себя, поделиться своей жизнью и связаться с друзьями в сети", -- говорят авторы блогов в ЖЖ. Этот ресурс привлекателен тем, что любой желающий без труда может завести здесь свой дневник, узнавать о событиях в жизни интересных ему людей. На сайте публикуются новости политики, культурной жизни. Также здесь есть возможность объединяться в сообщества, вести разговоры как на общемировые, так и личные темы.

Аудитория социальных сетей очень велика. Например, только на сайте "ВКонтакте" зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, и примерно столько же в "Одноклассниках". Там создаются сообщества, людей объединяют самые разные интересы. Пользователи, общаясь, влияют на мнение друг друга, побуждают к тому или иному действию. А если учесть то, что некоторые проводят в виртуальном мире по нескольку часов в день, то можно предположить, что социальные сети -- прекрасный инструмент для продвижения товаров и услуг.

Так ли это, мы решили узнать у экспертов в области рекламы. Дмитрий Салко, директор по рекламе одного из крупных объединений туроператоров Прибайкалья считает, что социальные сети -- это, прежде всего, площадка для коммуникации, где информируют о тех или иных товарах, услугах, но не рекламируют их. "Мы и другие фирмы пробовали выводить рекламу в сети, но безуспешно", -- отмечает Дмитрий.

Того же мнения придерживается и Глеб Русин, пресс-секретарь ЗАО "Байкалвестком": "В социальных сетях реклама неперспективна. Мы занимаемся информированием о наших услугах, обращаемся непосредственно к целевой аудитории -- рассматриваем претензии, предложения пользователей. То есть осуществляем взаимовыгодное взаимодействие".

По словам Дмитрия Таевского, шеф-редактора портала babr.ru, ввиду широкой географической распространенности сетей, имеет смысл рекламировать лишь товары и услуги федерального значения, рассчитанные на массового потребителя. Однако все же на специализированных сайтах, с целевой аудиторией, этот результат будет намного успешнее. Эффективной может оказаться скрытая реклама (в различных роликах, например), где людей привлекает не сама реклама, а ее развлекательная функция. "Люди заходят в сети, в основном, для интересного общения, развлечения, по работе, но не в поисках товара", -- отмечает Таевский.

С каждым днем количество социальных сетей в Интернете растет. Среди опрошенных иркутян очень много тех, кто пользуется как минимум тремя из них. Причем, одна и та же сеть объединяет разные социальные группы.

Дарья Чикачева, газета "Дело"




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело