Газета Дело

Бизнес с «изюминкой». Как открыть семейное кафе в спальном районе Иркутска?

Предпринимательница Татьяна Виноградова – мать троих детей. «Есть еще четвертый, самый младший, – смеется она. – Ему два года». Речь идет о бизнесе Татьяны – семейном кафе «Виноградник», которое она открыла в 2013 году в микрорайоне Солнечный. В чем особенности работы общепита в «спальнике»? С какими стереотипами приходится бороться? И как пережить кризис с меньшими потерями?

Шесть миллионов на старт

В бизнес Татьяна Виноградова пришла благодаря собственным детям: «Я работала в крупной компании, все устраивало, кроме графика работы, – рассказывает она, – в 8 должен прийти, в 6 уйти. С тремя детьми это очень сложно, ведь одного нужно отвезти в драмкружок, другого – в кружок по фото, а третьему, как говорится, – петь охота. Для этого нужен более свободный график».

Так ей в голову и пришла мысль открыть свое собственное дело: работать, конечно, приходится больше, ведь бизнес – это работа без выходных, зато – независимость. Выбор пал на семейное кафе. Известный закон «Можешь не открывать общепит – не открывай» Татьяну не смутил: «Идея меня поглотила, я была уверена, что семейное кафе – это очень удачный и правильный формат: мне самой всегда хотелось куда-то пойти с детьми и отдохнуть – и с ними, и от них».

Открыть кафе – дело недешевое. Однако на старт бизнеса ни один банк, в который обращалась Татьяна, заемных средств не дал: «Банкам нужно, чтобы твое дело уже несколько лет успешно существовало, кредиты для стартапов – это сказки». Выручили родители – оформили кредиты как физлица: «У них нет кредитного минуса в виде трех иждивенцев», – смеется предпринимательница.

Всего, по словам нашей собеседницы, на старт бизнеса потребовалось порядка шести миллионов рублей:

«Из них два миллиона ушло на оборудование и посуду для кухни и зала, миллион – на вентиляцию, два миллиона – на мебель и ремонт, еще миллион – на оборудование для детской комнаты – мы купили детский лабиринт, аэрохоккей…».

Кафе «с изюминкой» для «солнечных» людей

Открыть семейное кафе Татьяна решила в Солнечном: микрорайон молодой, перспективный, радостный. Люди – интеллигентные, «солнечные».

Однако найти подходящее помещение оказалось не так-то просто: на поиски ушло около года. «Мечтали мы, конечно, о первой линии, больших окнах, но в итоге остановились на том, что было, – это помещение площадью около 300 квадратных метров на нижнем этаже жилого комплекса ‘Сантоки’».

Внутреннее зонирование кафе выстраивали из возможностей помещения: дом высотный, стены не сломаешь. «Поэтому у нас получилась очень большая кухня, она занимает почти половину площади. Для бизнеса, конечно, было бы лучше, если бы места для гостей было больше, – рассуждает Татьяна, – но имеем, то, что имеем: три зала (60 посадочных мест) и детскую комнату».

С дизайном помещения помогла знакомая. «Мне хотелось создать уютную, домашнюю атмосферу; видение каждого зала в отдельности у меня было: где я хочу обои в полоску, где – в цветочек, где – камин поставить, а она, как специалист, помогла ‘собрать’ все воедино. Результатом я осталась довольна».

Самым же сложным оказалось придумать заведению название. «Мы уже ремонт почти заканчивали, а названия все не было», – смеется Татьяна. Предпринимательница нанимала специалистов по неймингу, но их варианты: «Солнышко», «Карусель», «Петрушка» – ее не устраивали: «Я хотела уйти от детскости в названии, все-таки это не детское кафе», – поясняет она.

Решение пришло на семейном совете: раз заведение семейное и все члены семьи Виноградовых задействованы в его работе, значит, и назвать его нужно исходя из фамилии – «Виноградник», кафе с «изюминкой».

Банкеты «кормят» всех

«Я думала, что плюсов от ведения бизнеса в спальном районе будет больше, – признается Татьяна. – На деле же приходится бороться со стереотипным представлением о том, что, чтобы посидеть, пообщаться, вкусно поесть, нужно обязательно ехать в центр города. Многие гости приходят и искренне удивляются: в Солнечном есть приличные места?! Не может такого быть!».

Несмотря на все проблемы, Татьяне удалось найти своего гостя. На точку безубыточности кафе вышло сразу, с первого месяца работы: «Это было очень приятно и очень кстати, потому что финансовую подушку безопасности, необходимую на старте, я к моменту открытия уже истратила».

Держаться на плаву даже сегодня, в кризисные времена, помогает диверсификация бизнеса. Кроме собственно кафе, куда приходят отдохнуть семьями, в «Винограднике» работает кондитерская, изготовляющая торты на заказ, детская комната (которая, как бы того ни хотели гости, не может быть бесплатной: аренду, зарплату воспитателя, стартовые вложения на оборудование нужно «отбивать»). Но «кормит» всех, как говорит Татьяна, направление банкетов.

«Это и детские праздники, и взрослые дни рождения. Каждые выходные у нас обязательно какой-нибудь банкет, – рассказывает предпринимательница. – Стоят торжества по-разному: кто-то может позволить себе по тысяче на человека, кто-то больше».

Лучше меньше, но лучше

Главное, на что Татьяна делает ставку в работе кафе, – это еда, вкусная и качественная: салаты от 280 рублей, горячие блюда – от 300, десерты – от 150…

Меню в «Винограднике» два – взрослое и детское. И предпочтения у больших и маленьких гостей отличаются: взрослые любят салат «Цезарь», бифштексы, жареную картошку, дети – куриный шашлык, наггетсы. И, конечно, жвачку Angry Birds, которую приносят официанты после еды.

«Позиций в меню немного. Я считаю, что оно не должно быть раздутым, продукты должны крутиться. Я борюсь за то, чтобы все было вкусное, свежее, поэтому пусть лучше будет меньше, но лучше», – убеждена предпринимательница.

Из того же принципа – лучше меньше, но лучше – Татьяна исходит и в работе с персоналом. «Штат у меня небольшой: два-три человека работают в зале, двое – на кухне. Зато я в них уверена. На самом деле найти хорошего официанта непросто. Как правило, это студенты, которых интересует только зарплата и которые думают, что их работа сводится к тому, чтобы принести-унести. А тут, оказывается, еще и знать меню наизусть надо, и приветливым быть, и плохое свое настроение оставлять дома. Поэтому при приеме на работу я сразу говорю: надо, чтобы работа вам нравилась, если идете только ради денег, то мы с вами не сработаемся».

Кризис научит экономить и ценить гостей

Экономический кризис не обошел стороной «Виноградник». Как говорит Татьяна, закупочные цены на продукты после девальвации выросли на 10-30%, а по отдельным позициям – на все 60%.

«Ситуация интересная: тебе повысили цену, а ты не можешь. Потому что гостей и без того стало меньше: зарплату ведь в связи с кризисом никому не подняли. Стоимость блюд в меню мы не меняли, но посещаемость все равно резко сократилась».

Спасают банкеты (дни рождения и юбилеи справляют по-прежнему) и постоянные гости (а это порядка 70% всех посетителей «Виноградника»).

Кризис заставил предпринимательницу пересмотреть расходные статьи. И если от закупа продуктов, аренды, выплаты зарплаты и налогов никуда не уйти, то рекламные бюджеты были урезаны в пользу бесплатных, но более эффективных, с точки зрения Татьяны, способов продвижения – интернета (сайт и социальные сети) и «сарафанного радио».

«За два года работы мы перепробовали буквально все виды прямой рекламы, и я до сих пор не знаю такой, которая принесла бы ощутимый результат. Например, баннер – 20 тысяч. Конечно, на начальном этапе без баннеров не обойтись. Но сколько человек он ‘приведет’? 20? Тысяча за человека, выходит. Он у тебя поел на 300 рублей, а ты за него тысячу еще и заплатил. Это эффективно, только если человек станет твоим постоянным гостем».

Несмотря на все трудности, в будущее Татьяна смотрит с оптимизмом: закупочные цены после укрепления рубля пошли вниз, шок постепенно проходит. «Все к лучшему, и этот кризис тоже чему-то нас научит – экономить будем, гостей ценить больше», – говорит наша героиня.

Начинающим бизнесменам Татьяна Виноградова советует оценивать свои силы и верить в успех.

«Даже если бы я сейчас, в кризис, задумала открыть кафе, я бы сделала это, как бы все вокруг ни отговаривали меня».

Анна Масленникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело