Газета Дело

Как «оседлать» байкальский ветер? Истории иркутских буеристов

<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>

Фото из личного архива С. Дюжакова

Байкальская неделя буерного спорта прошла на Малом Море в марте. О своем увлечении Газете Дело рассказали иркутские любители льда и паруса. Как справиться со стихией? Почему победа буериста «куется на берегу»? И кто такая «кривая коза», которой непременно нужно «помолиться» перед стартом?

«Победа буериста куется на берегу»

Виктор Макушев, г. Иркутск, в парусном спорте – почти 30 лет:

– Буер и яхта – разные вещи. Если провести аналогию с бегом, то это как марафон и спринт. Мне больше нравится гоняться под парусом по воде. Все-таки яхта – это командный спорт, в тусовке веселее, интереснее. Буер – другое. Ты с ветром один на один, сам отвечаешь и за результат, и за свою безопасность.

В парусном спорте единственная движущая сила – это ветер. Настроить лодку так, чтобы у нее была максимальная скорость – главная задача буериста. На старте нужно дать хорошую стартовую скорость, делают это ножками, т.е. бегом. К скорости ветра прибавляется скорость буера, и получается «вымпельный ветер», который сильнее истинного ветра. При скорости ветра 4-5 м/с, например, на гладком льду можно развить скорость до 150 км/час. После разгона спортсмен запрыгивает в буер, принимает обтекаемую позу и продолжает разгонять лодку, стремясь к максимально возможным скоростям.

Я до таких скоростей не разгонялся. Максимум – 60 км/час. Ощущение, что летишь надо льдом. Сначала, когда только начинаешь заниматься, – есть адреналин. Потом уже приходит опыт, понимание, как реагировать на ту или иную ситуацию, и форс-мажоров, при которых вырабатывается адреналин, становится уже меньше.

Буерный спорт доступен всем. И женщины гоняются, и дети, и пожилые. 30% участников, которые приезжают на соревнования из-за рубежа, – пенсионеры. Возраст не преграда, можно и в 60 лет стать чемпионом мира. Потому что парусный спорт – это не только техника, физическая нагрузка и ловкость, но и – в первую очередь – работа головой. Шахматы на воде. Нужно уметь управлять яхтой, буером, настраивать паруса и понимать, куда идти, чтоб получить тактическое и стратегическое преимущество.

На Байкале дуют разнонаправленные ветра. Самый опасный – поперечный северо-западный, известный как Горняшка, Горная, а в районе Малого Моря его называют Сарма. Его резкие порывы, конечно, страшны. Особенно для новичка. Но чем опытнее спортсмен, тем меньше для него непредвиденных ситуаций.

Еще в бурном спорте очень важна подготовка. Соревнование – это фиксация результатов подготовки спортсмена, материальной части и навыков управления. Буера – это технический вид спорта, победа куется на берегу. Если у тебя буер – «дрова», результата не будет, как бы хорошо ты ни ехал, но и какой бы крутой у тебя буер ни был, если ты сам не силен, то результата не будет тоже.

Кроме самой «машины», важен лед. Хорошо, когда он ровный и снега нет. На Малом Море есть два идеальных времени для катания: осенью, когда лед только встал и снега еще не нападало, и весной – когда снег уже сдуло или он растаял.

Осенний лед, конечно, самый лучший. Если застывает без ветра – то получается черное гладкое зеркало. Но соревнования мы проводим весной (поэтому скорости не такие высокие, как осенью), в том числе из-за зарубежных участников. У них в Европе все уже растаяло – приезжают к нам закрыть сезон и полюбоваться зимним Байкалом.

«Страшно всем бывает, но об этом не говорят вслух»

Михаил Короткевич, г. Братск, в парусном спорте – 18 лет:

– В детстве я занимался в секции парусного спорта. Летом ходили на яхтах, зимой – на буерах. Когда немного подрос, под руководством своего учителя построил свой первый буер. Он, конечно, был не идеален, но не мне тогда казался самым лучшим!

Что больше нравится – яхта или буер? И то и другое хорошо. Специфика ведь разная: яхта – это командный спорт, а на буере ты – один на один со стихией. И скорости совсем другие. На хорошем, гладком льду вполне можно разогнаться до 90-100 км/час. Страшно? Конечно. Страшно всем бывает, но об этом не говорят вслух.

Травм у меня, к счастью, не было. А вот друг несколько лет назад получил серьезный перелом, увезли в Иркутск прямо с соревнований. Но ничего, на следующий год он снова вышел на старт. В буере так: если уж попал в этот спорт – уйти из него сложно. Затягивает.

Буер очень привередлив, требует совпадения сразу трех факторов: подходящий лед, хороший ветер, комфортная температура. Если все есть – можно тренироваться. Но если хотя бы один из пунктов не соблюдается – бессмысленно выходить на лед. Нет ветра – никуда не уедешь. Если на Байкале чистый, хороший лед, то достаточно и 3 м/с, чтобы набрать нормальную скорость, но весной, например, лед более тяжелый, игольчатый – нужен ветер посильнее. То же самое и поздней осенью, когда на льду много снега.

Какие качества нужны, чтобы заниматься буерным спортом? Усердие, скрупулезность, умение быстро ориентироваться, принимать решения, отважность, храбрость. Не каждый, кто ходит на яхте по воде, решается выйти под парусом на лед. «На твердую воду падать больно», – говорят. А падать придется, и много. Синяки неизбежны.

В буерном спорте мне очень нравится общение. Я, например, «в миру» занимаюсь ремонтом и строительством яхт, катеров, но многие ребята в обычной жизни делают вещи, далекие от парусного спорта. Но все они без исключения – интересные, увлеченные люди. А буер, яхта – это то, что нас объединяет.

У меня есть традиция брать на серьезные соревнования семью. В прошлом году на Байкальской буерной неделе мне давала напутственные слова беременная жена. В этом году ездили уже втроем, с дочкой. Поддержка придает сил.

«Самое главное – поймать ветер»

Сергей Дюжаков, г. Иркутск, в парусном спорте – 30 лет:

– В конце 80-х – начале 90-х я занимался в детской секции парусного спорта. Там я впервые и попробовал, что такое буер. Лет десять мне было. Конечно, детские буера – более безопасные, скорости не такие большие – максимум, 60 км/час, но все равно было очень страшно. И интересно тоже!

В начале 2000-х я вернулся в буерный спорт – уже взрослым, по своей собственной воле, а не потому, что тренер сказал (смеется). На одном из соревнований выиграл буер. Такой вот трофей. Долго он мне служил, пока на одной из тренировок я не сломал борт. Сейчас новый буер делаю, сам. Так интереснее, правильнее и дешевле – за работу ведь не нужно платить.

Буерный спорт – удовольствие не из дешевых. Хорошая мачта стоит 2000 евро, один хороший конек – 850 долларов плюс доставка. А тебе надо, как минимум, три таких конька. И еще, как минимум, три паруса, каждый – по 500 евро. Но экономить не стоит. И лениться тоже. Буерный спорт требует скрупулезности. На сами «покатушки» у нас на Байкале мы тратим недели две в год, а на ремонт и сборку буера уходят месяцы. Я вот один корпус уже три месяца делаю. Зато буду уверен в надежности «машины».

Получить травму на буере можно, если въехать в торос, в полынью, в трещину или в другого буериста. Голова, конечно, защищена, она в каске, а вот руки-ноги поломать – это запросто.

Столкновения, как правило, случаются из-за непредсказуемого и нестабильного ветра. На льду порыв нереально увидеть – только на себе можно почувствовать. Управлять буером в этом случае очень трудно. Главное – не паниковать, удерживать скорость, не терять контроль.

Вообще поймать ветер – самое главное для буериста. На старт обычно выходят до 50 человек. Половина начинает движение в одну сторону, половина – в другую, разными галсами. Бывает так, что с одной стороны ветер посильнее. Если тебе повезло, и ты попал в удачную ветровую ситуацию, то это в парусном спорте в шутку называют «выехать на кривой козе». Так что «помолиться» этой самой «кривой козе» перед стартом – дело святое (смеется).

Буерный спорт для меня – это хобби. Не скажу, что не могу без него жить, но мне это нравится. Не из-за адреналина даже – наоборот, в последнее время хочется условий поспокойнее, чтобы ветер дул хороший, метров 7-8, без порывов, чтобы день солнечный и температура не низкая.

Нравится общение. Парусный спорт – это большая тусовка. На Байкальскую буерную неделю приезжают ребята из других городов России, из-за границы – чтобы закрыть зимний сезон. Люди очень интересные, разные. Взрослые, юные, пожилые. В буере нет возрастных ограничений, да и гендерных тоже. Ходить по льду под парусом любому может понравиться.

Анна Масленникова,
Газета Дело


<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>
<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>
<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>
<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>
<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>
<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>
<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>
<p>Фото из личного архива С. Дюжакова</p>
Материалы сюжета "Стиль жизни. Досуг. Бизнесмены Иркутска":
Все материалы сюжета (22)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело