Газета Дело

Коммерческая недвижимость: новая жизнь старых форматов

Коммерческая недвижимость претерпевает изменения, вызванные сменой трендов.  О том, что сейчас происходит с двумя ее сегментами – магазинами формата «стрит-ритейл» и коммерческими помещениями на первых этажах жилых комплексов – Газете Дело рассказал Дмитрий Щербаков, руководитель АН «Слобода».

Дмитрий, с появлением больших торговых центров помещения в формате «стрит-ритейл», чтобы не пустовать, должны меняться. Как?

– Помещения, в которых больше не может работать торговля,  будут приносить доход, если успешно адаптировать их под другие сферы бизнеса. К примеру, под сферу услуг. Она, кстати, сейчас хорошо развивается, а в некоторых случаях даже лучше, чем торговля. Эти помещения могут быть вполне востребованы салонами красоты,  медицинскими, обучающими центрами и чем-то еще в этом роде.

Но это справедливо, в основном, для помещений в центре?

– Нет. Перспективными могут быть разные локации – все зависит от бизнеса. Турагентству, например, действительно лучше расположиться ближе к центру, а образовательный или медицинский центр сможет неплохо работать и в других местах.

Может ли риелтор помочь владельцу помещения и определиться с поиском и выбором максимально перспективных арендаторов?    

– Риелтор  правильно спрогнозирует, какой именно бизнес будет успешным в определенном месте города. Но это возможно только в том случае, когда у риелтора достаточно знаний, есть связи, данные по аналитике и опыт в области реконцепции помещений.

А что происходит с коммерческими помещениями на первых этажах жилых комплексов?

– Этот сегмент, к сожалению, сейчас особенно уязвим. Мало кто из застройщиков планирует, под какие именно  бизнесы эти помещения будут использоваться, какие объекты инфраструктуры могут быть востребованы именно тут.  Часто помещения «доводят до ума» уже сами инвесторы.

В принципе, это объяснимо: у таких проектов долгий срок реализации, а инвесторы  хотят уверенности и четких перспектив. Поэтому застройщики и продают универсальные площади. Если место у ЖК удачное – помещения покупаются и сдаются в аренду сравнительно  быстро. Но если оно хоть чуть-чуть «хромает»  – реализовать эти площади бывает трудно.

Что еще влияет на востребованность помещения в ЖК?

–  Еще одна проблема – неправильное планирование покупательских потоков. Коммерческие помещения часто простаивают в больших, протяженных на местности  жилых комплексах, если все отдельные входы ориентированы наружу  – не с той стороны, где входы в подъезд. Люди не хотят обходить такие массивы. Получается, что такие помещения не работают даже на жильцов. Людям хочется комфорта (улыбается). Выйти в тапочках из подъезда и тут же зайти в магазин  – еще можно, но обходить так далеко – нет.

Что же вы посоветуете владельцам таких помещений? И чем можете помочь?

– Думайте, как жильцы этого ЖК. Помещения  на первых этажах жилых комплексов должны быть востребованными именно этими жителями и удобными, в первую очередь,  для них.  Именно эти люди обеспечат бизнесу стабильность. В таких местах часто нужен бизнес, ориентированный на повседневные нужды людей, с небольшими ценами на товары и услуги, поэтому тщательно считайте экономику. Иногда небольшой, но стабильный доход от сдачи объекта в аренду предпочтительнее, чем высокая арендная ставка с периодическими простоями.  

Часто таким помещениям необходима смена концепции. Нужен анализ места с точки зрения  потребностей жителей, иногда – определенные шаги по оптимизации пространства под конкретные виды бизнеса. Для этого мало желания – необходимы знания и реальный опыт специалистов в сфере недвижимости. 

Микова Татьяна,
Газета Дело

ул. Байкальская, 105А (БЦ «Зеон»), оф. 201,
тел. 230-300; ул. Свердлова, 25, тел. 333-926.
www.sloboda38.ru


Материалы сюжета "Экспертное мнение":
Все материалы сюжета (56)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело