Газета Дело

Итоги и надежды. Иркутские бизнесмены – о том, каким был для них 2015 год, и чего они ждут от 2016-го

«Умри или выживи» – с такими мыслями начинали 2015 год многие иркутские предприниматели. Но вот он практически позади – непростой, богатый на события, многому научивший. Газета Дело попросила представителей иркутского бизнеса подвести итоги уходящего года и поделиться прогнозами на наступающий, 2016-й.

"Уже не боялись – привыкли"

Михаил Григорьев,
совладелец салона M-Studio и Design Bar:

– Год был непростой, но не такой страшный. Уже не боялись – привыкли. Снижение покупательской активности, падение продаж в среднем ценовом сегменте, резкое поднятие существующих ставок по кредиту Банком Москвы стали основными проблемами для бизнеса. К счастью, долговая нагрузка у нас была минимальная, и мы продолжали работать без оглядки на трудности.

Наш бизнес пережил все кризисы с 1998 года, поэтому выводы сделаны давно: быть аккуратнее с займами, сохранять всеми силами команду, работать и ничего не бояться.

От 2016 года жду выравнивания рынка и небольшого, но устойчивого роста. Опасаюсь только международных конфликтов, больше ничего не боюсь. Ставку буду делать на сервис и профессионализм команды.

"У эффективности – не человеческое лицо"

Илья Филиппенко,
директор «Желтое такси 500-700»:

– 2015-й был годом хаоса, годом экономии и школой сокращения издержек. Главным риском было закрыться, как сделали многие наши конкуренты. Мы смогли сделать нашу компанию эффективной, умудрились начать обновление автопарка, подтянули сервис и продолжили развитие.

Текущий кризис научил, что в любой ситуации нужно быть гибким, не бояться отказывать людям и уметь увольнять. К сожалению, у эффективности – не человеческое лицо.

Чего жду от 2016 года? На этот вопрос у меня ответ, как в песне Семена Слепакова: «Я очень рад, что скоро подоражает нефть, а что, если нет?» (смеется).

"Главное – чтобы курс не пошел вверх стремительно!"

Арсений Митин,
владелец сети ресторанов Mavr-group («Камчатка», «Кинза», «ТеRRитория coffee»): 

– 2015 год, в целом, был лучше, чем 2014-й. Основные риски и опасения были из-за высокого курса иностранной валюты. Но мы смогли совместно с поставщиками преодолеть эту проблему. Оттока гостей по ресторанам не было.

Текущий год научил нас преодолевать неожиданные повороты судьбы, приспосабливаться к тяжелым реалиям, не унывать и двигаться дальше.

От 2016 года жду стабилизации ситуации. Главное – чтобы курс не пошел вверх стремительно! Ставку будем делать на недорогие и понятные проекты, оптимизацию внутреннего процесса работы.

"Была выбрана стратегия не сохранения и пережидания, а перемен"

Сергей Перевозников,
владелец фермерского хозяйства, магазина «Эко-базар.рф»:

– Год, как и для многих, был ожидаемым. Понималось, что кризис надолго, но не сильно верилось. Кроме того, я сознательно шел на разгребание старых завалов и реструктуризацию бизнесов, что-то получилось, что-то нет, что-то еще в работе. То есть была выбрана стратегия не сохранения и пережидания, а перемен. Исходя из этого, общая для всех финансовая напряженность и падение платежеспособности покупателя у меня усугублялась отсутствием «жировых отложений» и работой «с колес», а значит – усилением рисков. Поэтому была продана сыроварня «Байкальские фермы» и недоинвестирован «Эко-базар.рф».

Спасибо поставщикам и партнерам, которые понимали, что мы в одной лодке, и работали не в парадигме «кто кого», а «win-win». Итогом стал рост оборотов и доходности, начиная с июля, при окружающем снижении выручки в торговле и, на мой взгляд, понимание коллектива, что все в наших руках.

От 2016 года жду роста «Эко-базар.рф» и в качественном, и в количественном смыслах, надеюсь, что сможем провести хороший ледяной «Табун ветров: Один Байкал – одна Россия», но делать я его буду только при наличии не менее чем 85% бюджета, намерен довести до конца четырехлетнюю эпопею тяжбы РСХБ и моего фермерского хозяйства. Буду делать ставку на профессиональный и личный рост свой и команды, искать возможности экспансии «в глубину» в рамках своих долгосрочных целей, которые связаны с Байкалом, с Иркутской областью и, надеюсь, с пониманием своих слабых и сильных сторон. И всем желаю быть собой, тогда и кризис будет всего лишь фоном!

"Не ожидаем прироста рынка в 2016 году"

Юлия Долгополова,
директор ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» 

– 2015 год был и сложным, и радостным. Из-за кризиса мы вынуждены были временно приостановить строительство первой очереди в Микрорайоне «Ушаковский», чтобы закончить две другие стройки, и такая стратегия себя оправдала. В этом году мы получаем готовый результат по проекту в ЖР «Парковый» в Новолисихе, со сдачей первой очереди строительства, которая включает 8 блок-секций многоквартирных домов, 26 индивидуальных домов, внутрипоселковые сети водопровода и канализации, станцию водоочистки и водоподготовки, наружные сети электроснабжения, дороги, наружное освещение и благоустройство. Это сложный, разноплановый объект, требующий разносторонних компетенций, и для нашей команды он стал проверкой мотивации и наших возможностей. Помимо этого, мы готовимся к сдаче первой очереди ЖК «Байкальский Форт» в микрорайоне Солнечный, который из-за удачного места и планировок продвигался достаточно легко.

Кризис – хорошее время для того, чтобы критически взглянуть на себя, на конкурентов, на рынок, на способы работы на этом рынке. Чем острее кризис, тем ярче проявляются сложности, которые недооценивались, и это хорошо – значит, нужно будет быстрее их решить. С учетом наших значительных и дорогих земельных активов (305 Га), а также сочетания наших возможностей и ограничений, мы планируем существенно изменить свою стратегию работы, возможно, стать принципиально другой компанией, чтобы сложилась правильная комбинация для успеха в новых условиях.

В 2015 году мы продали больше жилья, чем в прошлом, но в целом, ситуация сложная. Мы не ожидаем прироста рынка в 2016 году, поскольку реальные доходы населения упали, сокращается экономика, почти отсутствуют продажи вторичного жилья, предложение первичного жилья превышает спрос, но по нашим готовым объектам мы останемся конкурентоспособными из-за комфортных планировок, отделки, доступного бюджета покупки и удачного местоположения.

"Нам ничего не оставалось – только идти вперед"

Дмитрий Щербаков,
директор агентства недвижимости «Слобода»:

– 2015 год был достаточно трудным: резкие перепады спроса, сложная работа над пользующимся спросом предложением, постоянная работа над поиском того, что наиболее востребовано у стремительно падающего количества платежеспособных покупателей, трудное ожидание оживления спроса летом 2015-го...

Трудности преодолевали постоянным обучением, опытом прошлых лет и поиском чего-то нового. Нам ничего не оставалось – только идти вперед. Кризис сделал наш бизнес еще более клиентоориентировным. Постоянное общение, человеческая помощь, отзывы на любые вопросы, претензии, недовольства, взгляд на свою работу со стороны нашего требовательного заказчика – только благодаря этому сегодня можно остаться в рынке.

В 2016 году ожидаем падения спроса, жесткой конкуренции за реальных клиентов, порядочности и понимания наших коллег. Будем продолжать улучшать и совершенствовать качество услуг, искать больше объектов в секторе жилья эконом-класса, увеличивать число и качество наших партнеров, находить новые ниши и постоянно изучать спрос: за что реально готовы платить наши клиенты?

"Многие турагентства не выдержали и закрылись, но не мы"

Антон Раменский,
генеральный директор «Heydaytour – Молодежные туры»:

–  Год, конечно, был тяжелым, в особенности, я считаю, для туристического бизнеса. В прошлом году против отрасли сработали вирус Эбола и скачок доллара и евро, в этом году – авиакатастрофа над Синаем и закрытие полетных программ в Египет и Тунис. Многие туристические агентства не выдержали и закрылись, но не мы.

Преодолеть все трудности 2015 года нам удалось во многом благодаря нашим постоянным клиентам, которым хочется сказать большое спасибо за их лояльность, и партнерам, которые помогали и верили в нас. Ну и, конечно же, мы бы не справились, если бы постоянно не развивались: мы добавляли новые направления, услуги, постоянно искали новые возможности для развития и роста. Кризис научил не сдаваться, не опускать руки. Смотреть только вперед и идти, идти, если надо – напролом. Безвыходных ситуаций не бывает.

От 2016 года ждем новых вызовов, уверен, год будет интересным. У нас – грандиозные планы, задачи на рост и увеличение оборотов. Опасаемся только нашего государства, а точнее законов, которые оно может придумать, чтобы усложнить нам жизнь. Ставку будем делать на внутренний туризм – Крым, Калининград, Сочи. Отдельный блок, который тоже будем активно развивать, – это образование за рубежом, есть и тут определенные перспективы роста. Все в наших руках, мы сами творим свое будущее. Все, что не убивает, делает нас сильнее – это мое кредо в жизни и в бизнесе.

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело