Газета Дело

Номер занят. Кто «разогревает» гостиничный рынок Иркутска

Падение курса рубля стало катализатором роста гостиничного бизнеса в регионе. Второй год подряд турпоток на Байкал стабильно растет и дает стопроцентную заполняемость номерного фонда в высокий сезон. Главное препятствие на пути роста – ограниченное количество номеров в иркутских гостиницах, отелях и хостелах. Инвесторы успели оценить потенциал иркутского рынка. В ближайшие пару лет в городе может появиться сразу два отеля международных гостиничных сетей, а в этом году – заработала первая китайская гостиница. Кто разогревает рынок, выясняла Газета Дело.

Азиатский рост и исторический момент

У владельцев иркутских гостиниц хорошее настроение: этим летом почти все из них получили максимальную заполняемость номеров. Турпоток в регионе растет второй год подряд – в основном, за счет китайских туристов. По данным регионального агентства по туризму, только за первое полугодие 2016 года Иркутскую область с целью отдыха посетило 702 тыс. человек: из них 676 тыс. – это российские туристы, 26 тыс. – иностранные. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество российских путешественников выросло на 45%, иностранных – на 56%.

«Наибольший рост показателя въезда в Россию у Китая: только за первое полугодие число китайских туристов увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 93% и составило 12,1 тыс. человек, или почти половину от общего количества иностранных граждан. За июль и август в Россию прибыли еще 24,5 тыс. туристов из КНР», – сообщает агентство «Байкал Инфо».

Впрочем, в каждой гостинице своя структура турпотока. «В 2014-2015 году у нас был большой спад по европейским туристам, –рассказывает коммерческий директор отеля «Марриотт» в Иркутске Марина Еремова. – Причиной тому были санкции, кроме того, многие европейцы просто боялись ехать в Россию. В этом году поток из Европы стабилизировался и снова достиг уровня 2014 года. Плюс поехали китайцы, поэтому у всех все хорошо».

При этом основную долю туристов отеля «Марриотт» в Иркутске составляют отнюдь не иностранцы. По словам Марины Еремовой, 85% туристов у них – это россияне.

«В основном это бизнес-сегмент, потому что когда люди едут в командировку, то предпочитают выбирать отели международных сетей», – объясняет она. Далее идут китайцы и корейцы – их интерес к Иркутску и Байкалу подогревает выгодные валютные курсы, а также лояльный визовый режим. Замыкают список – европейцы и граждане других стран. Летом это соотношение иногда меняется, случается, что 100 из 208 номеров отеля занято китайцами. «Но это другой сегмент китайцев – более платежеспособный, так как у нас достаточно дорогой отель», – говорит Еремова.

А вот в гостинице «Лазурный берег» в Иркутске совсем другая картина турпотока. Этим летом 56 из 58 номеров объекта были 100% заняты гостями из Китая. «В этом году мы заключили договор с одной их китайских турфирм, а также подписали большой контракт на прием чартеров, – рассказывает управляющий гостиницей «Лазурный берег» Вадим Каретников. – С начала июня мы принимали по два чартера в неделю, каждый чартер – это 112 человек, то есть больше 200 человек в неделю и почти 1 тыс. туристов в месяц».

Впрочем, в гостинице говорят, что упор на китайских туристов они не делают. «Это просто хорошая возможность заработать на волне роста туррынка», – уточняет Вадим Каретников.

Аналогичная ситуация и в объектах более низкого ценового сегмента. По словам владелицы хостела «Ушанка» Полины Анисимовой, у них 95% гостей – иностранцы. Из них половина – это китайцы, остальные – европейские туристы. «Россиян очень мало, а вот туристов из стран Латинской Америки в этом году, напротив, стало больше. Возможно, это связано с отменой визового режима между нашими странами, либо у них вырос уровень жизни, что они готовы так далеко ехать», – размышляет хозяйка хостела.

Закинули сети

Рост турпотока заставил инвесторов внимательнее взглянуть на иркутский гостиничный рынок. Сейчас в городе идет строительство гостиницы Ibis французской компании AccorGroup. В более долгосрочных планах открытие отеля Hilton в Иркутске. «Плюс через пару лет в городе планируется еще один международный сетевой проект, возможно, на территории района Иркутск-Сити», – рассказывает Марина Еремова.

Однако заход на иркутский рынок международных гостиничных сетей сдерживают возросшие вложения в этот бизнес. «Сетевая гостиница – это огромные затраты, в три раза больше, чем на строительство обычной гостиницы, – объясняет Еремова. – Потому что все должно быть привезено из Европы и соответствовать стандартам, вплоть до обоев, дверей, текстиля и сантехники. На фоне возросшего курса евро эти расходы стали очень существенными».

Впрочем, пока международные отели считают, сколько денег нужно на завершение уже начатых проектов, их азиатские конкуренты успевают перехватить инициативу. Летом этого года в Иркутске заработала гостиница, построенная китайскими инвесторами – «Байкал – Северное море». В ней 120 номеров, рассчитанных в основном на туристов из Юго-Восточной Азии. А это значит, указатели на китайском языке, персонал со знанием китайского языка, китайское меню и многое другое.

Параллельно внедрять азиатские стандарты начинают и иркутские отели. К примеру, гостиница «Лазурный берег» стала первой за Уралом, вступившей в программу ChinaFriendly, направленную на продвижение российских туруслуг среди гостей из Поднебесной.

«Требования программы не сложные: персонал со знанием китайского языка, терминалы платежной системы ChinaUnionPay, – перечисляет Вадим Каретников. – Также мы добавили китайские блюда на завтрак – лапшу, бобовые. Поставили кулеры с горячей водой на каждом этаже. Купили специальные сетевые адаптеры к нашим розеткам. Сделали по всей гостинице бесплатный wi-fi и стали распечатывать ежедневную китайскую прессу. Плюс выполнили требования, чтобы вся навигация по гостинице и вся печатная продукция отеля, от визиток до путеводителей, была на китайском языке».

Поводов вступить в программу ChinaFriendly у гостиницы было несколько. С одной стороны, Каретников говорит, что было бы непростительно не адаптировать услуги гостиничного комплекса, принимая такой большой объем китайских туристов. «Тем более что есть перспективы увеличения потока», – уточняет он. Кроме того, вступление в программу дает преимущества в зимний сезон, который традиционно считается низким, и поможет поддержать заполняемость гостиницы.

Помимо гостиницы «Лазурный берег» по китайским стандартам уже два с половиной года работает и отель «Мариотт» в Иркутске. Правда, у них своя программа – LiYu. В ближайшее время пройти сертификацию по программе ChinaFriendly собирается и гостиница «Байкал – Северное море». Уже частично выполняют ее требования и другие отели в городе. Так, по словам директора  гостиницы «Империя» Екатерины Процентовой, у них установлен платежный терминал UnionPay, часть персонала владеет китайским языком, есть сайт на китайском и адаптеры к гаджетам. «Нет только китайского ТВ канала, при том что в гостинице работает 41 кабельный телевизионный  канал, но это требование выполнить в Иркутске пока сложно и дорогостояще», – уточнила Процентова.

Гости будут

Тем временем представители иркутского гостиничного бизнеса ожидают очередной виток роста турпотока в следующем году. В первую очередь, конечно, за счет туристов из стран Юго-Восточной Азии: их количество, по разным прогнозам, возрастет еще минимум на 20%. Оптимисты и вовсе говорят о 40% прироста. «При этом Китай готов увеличить турпоток на Байкал и на 50%, но Иркутск не готов его принять, у нас просто не хватит для этого гостиниц», – объясняет Марина Еремова.

Уже этим летом представители местного гостиничного бизнеса осознали, что городская инфраструктура не справляется с растущим турпотоком. «В этом году в июне-августе город был явно перегружен. Почти у всех отелей была 100% загрузка, а большинство командировочных гостей, которые незапланированно приезжали в Иркутск в высокий сезон, не могли найти свободных номеров и вынуждены были размещаться на окраинах города, в Листвянке и даже в Ангарске», – рассказывает Вадим Каретников.

А пока растущий турпоток отражается больше всего на стоимости проживания в гостиницах. По словам директора компании «Байкальская виза» Станислава Леника, этим летом цены выросли очень существенно. Причем коснулось это всех сегментов бизнеса: в высокий сезон подняли цены как крупные гостиницы (в отдельных случаях увеличение составило 30%), так и хостелы города. Например, в хостеле «Ушанка» стоимость на лето возросла на 100 рублей – с 500 до 600 рублей. В процентном соотношении это – 20-процентный прирост.

Любопытно, что на фоне других регионов в европейской части России Иркутск бьет все рекорды по стоимости проживания в гостиницах. «Если сравнить нас с Казанью, Нижним Новгородом и даже Красноярском, то там средняя стоимость номера гораздо ниже, чем здесь, – объясняет Марина Еремова. – Обусловлено это тем, что мы отдаленный регион, у нас мало конкуренции, сложнее логистика. Из-за этого у нас, например, дороже продукты на завтрак, поэтому мы вынуждены держать цены».

Станислав Леник уверен, что рост цен отрицательнее всего сказывается на российском сегменте туристов. «Туда, куда массово отправляются отдыхать китайцы, перестают ехать другие туристы», – говорит он. И уточняет, что в традиционных богатых туристических странах, например, США или Германии тоже много туристов из КНР, но внутренние туристы все равно превалируют. У нас же наблюдается перекос.

Татьяна Постникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело