Газета Дело

Вячеслав Заяц: Будущее покажет, насколько верны ваши сегодняшние решения

<p>Вячеслав Заяц.<br />
Фото: А. Фёдоров</p>

Вячеслав Заяц.
Фото: А. Фёдоров

Одним из гостей SBERTALKS 2.0 был Вячеслав Заяц – основатель первой и крупнейшей в Иркутской области региональной сети розничных магазинов «Слата». Он поделился со слушателями воспоминаниями и рассказал, как рождался бизнес, насчитывающий сегодня 160 торговых точек в нескольких городах области.

Всё началось с желания…

… поступить в престижную физико-математическую школу. Это было непросто: 14-летнему парню из небольшого поселка в Херсонской области нужно было доказать, что он лучший из лучших. Обойдя в конкурсе самых способных ребят и став учеником этой школы, Вячеслав быстро понял, что для успеха мало способностей, и нужен упорный труд. Тогда и начались первые в его жизни настоящие испытания.

«Отсев из школы был серьезный, до окончания доходили 60 % поступивших. Не получая хороших оценок, я хотел уйти из школы, и преподаватели не возражали. Но в определенный момент что-то сработало, я решил напрячься, и следующие полтора года жил в режиме «учеба-еда-сон». Спал не более шести часов в сутки. И постепенно ситуация начала меняться. В итоге я забыл, что такое четверки».

Там, где комары «съедают трактор»

И вот школа позади, пришло время выбирать ВУЗ. Вячеслав решил поступить в военно-инженерный институт имени Можайского в Ленинграде. Это был один из самых сильных технических ВУЗов в стране. Он формировал Главное Управление Космических Средств. Выпускники этого института могли быть уверены в будущем. Но прямая, казалось бы, дорога оказалась не столь уж прямой.

– «Заяц, тебя отправят туда, где комары за день трактор съедают»! – пообещал не во всём прилежному курсанту начальник курса, и распределительная комиссия сделала всё, чтобы сдержать это обещание. Из двадцати семи выпускников нашей группы только пять не попали в Москву и Московскую область, и Вячеслав был в их числе. Назначение в село Оёк Иркутской области в 1989 г. не могло обрадовать молодого офицера, мечтавшего о яркой военной карьере и перспективной работе. Мог ли он тогда предположить, что с этим краем будут связаны его жизнь и достижения?

Служба в армии длилась три года. Это были не простые времена: страна менялась, а вместе с ней и армия. Довольно быстро Вячеслав понял, что будущее военного не для него.

«Уволиться было непросто. Отправлял рапорты, но реакции не было. Однажды мне предложили перевод в Одессу, но я отказался. К тому времени я точно знал, чего хочу и добился увольнения – но уже по статье служебного несоответствия. Они не хотели уволить меня как хорошего офицера – пришлось увольнять как плохого. Я переехал в Иркутск. Сейчас мне кажется, что это мой родной город – я провел здесь больше времени, чем в своих родных местах – но в тот момент никого не знал. Было непросто».

<p>Фото: А. Фёдоров</p>

Фото: А. Фёдоров

Мы… пихались локтями с цыганами на барахолке

Сняв погоны, Вячеслав занялся самым прибыльным тогда делом – торговлей. Всё новое рождается в муках, и новый бизнес в стране неразвитого капитализма – не исключение. 

«Мы, как и многие, начали летать в Москву, в Лужники – на вещевой рынок. Облюбовали место на барахолке в Рабочем, пихались локтями с цыганами…

Чтобы не потерять место, мы каждые выходные вставали очень рано и работали целый день. Я сам простоял на барахолке 8 месяцев. Потом мы завели сеть из семидесяти продавцов, и я день и ночь развозил товар. Многие тогда попадали в криминальные истории. Когда идешь с сумкой за плечом, а в сумке деньги, всякое может случиться. Я до сих пор помню вес купюр. Слава Богу, голова цела. Тогда мы и занялись сигаретами. И снова, как в школьные годы, спать приходилось совсем мало. В 93-м году был период, когда я каждую неделю летал в Москву, возвращался к выходным, продавал товар и снова улетал. От усталости на мне «сгорали ботинки», а джинсы было проще новые купить, чем постирать старые – не было времени».

Авария заставила меня задуматься

Известно: тому, кто не находит времени для отдыха, придется найти его для лечения. Жизнь заставила притормозить, подумать и пересмотреть стратегию ведения дел.

«Усталость довела меня до того, что я уснул за рулем на плотине ГЭС и попал в аварию. Благо, «Скорая» проезжала мимо. За полгода мне сделали пять операций, реабилитация заняла девять месяцев. Это заставило задуматься о том, что бизнес в одиночку не делают – должна быть команда. В 1996 году мы зарегистрировали ООО «Слата»».

Использовать ситуацию по максимуму

Стечение удачных обстоятельств само по себе немного стоит. Надо уметь правильно этими обстоятельствами воспользоваться.

«Толчком для развития компании стал в 2001-м г. уход из табачного бизнеса нашего основного конкурента - «Байкал-Табак». Нужно было не упустить эту долю рынка, но оборотных средств не хватало, и мы первый раз пошли в банк. Мы хотели оставить за собой как можно больше территории, чтоб потом не воевать за клиентов. Это был первый пример монополизации рынка. Каждый собственник мечтает создать монополию, но она опасна, потому что приход даже среднего игрока может все разрушить. Мы старались использовать ситуацию по максимуму. «Байкал-Табак», уходя с рынка, позволил дочерним структурам выкупиться по определенной схеме, и это дало нам сильный финансовый толчок. В тот период нам удалось поднять прибыль в два раза и направить средства на другой бизнес. Это и была розничная сеть. В конце 2002 года. мы открыли первый магазин «Слата».

<p>Фото: А. Фёдоров</p>

Фото: А. Фёдоров

Мы нашли формат для экспансии

Шаг за шагом Вячеслав и его команда двигались  к цели, и этот путь продолжается. 

«Мы сразу нацелились на открытие сети, но к 2007г. было открыто только 7 – 8 магазинов. Мы понимали, что этого мало, но расти быстрее боялись. В 2007 году. приняли решение ускориться, вошли в стройки, в покупки, но кризис 2008 года подкорректировал наши планы. И мы реализовали этот этап пути не за 1,5 – 2 года, а за 3 – 4. Интенсивно наращивая присутствие магазинов в городе в 2011– 2013 гг, мы поняли, что в формате супермаркетов долго расти не сможем: много новых объектов не откроешь. К тому времени мы уже собрали крепкую команду управленцев из разных городов и даже стран, проанализировали возможности городов области и приняли решение о подходящем формате для экспансии. Так появился дискаунтер «Хлеб-соль». Ему меньше трех лет, но уже в январе – феврале 2018 г. мы планируем открыть сотую точку этого формата. В начале 2015 года в сети Слата было 50 магазинов, в августе 2016 – 100, сейчас – 160. К концу года планируем, что будет открыто 179 магазинов».

<p>Фото: А. Фёдоров</p>

Фото: А. Фёдоров

Вячеслав Заяц делится опытом

Есть ли универсальные правила для достижения успеха, или у каждого они свои? И что это вообще такое – успех? Выступая в качестве почетного гостя на SBERTALKS 2.0, создатель розничной сети «Слата» сформулировал правила, верность которых доказана многолетней и успешной практикой.

Об успехе

Успех – результат усилий, предпринятых 3, 5, 10 лет назад. Будущее покажет, насколько верны ваши сегодняшние решения. Об эффективности компании нужно заранее и постоянно заботиться, и тогда, если вы приложите массу усилий, будете много работать, трезво думать, вы можете достичь успеха.

Об управлении

Управляя компанией, вы должны определиться со своими установками, жизненным кредо, ценностями. Вы будете транслировать коллективу то, что заложено в вас. Если вы будете транслировать одно, а говорить другое – обман долго не продлится.

О честности

Нужно быть честным. Честность может не дать выгоду сразу, но со временем заработает вам репутацию, а репутация будет работать на вас. Важна и честность с самим собой: вы можете сколько угодно любить ваш продукт, но нужно быть честным с собой, чтобы понять – нужен ли он другим.

О решениях

То, что нравится вам, может не подходить бизнесу. У нас есть лозунг: «Демократия при принятии решений, авторитаризм при выполнении». При принятии решений не должно быть одного «самого умного». Любой может ошибиться. У самого опытного менеджера порой сбивается прицел. Серьезную проблему надо обсуждать всесторонне, особенно если она касается разных отделов. Вовлечение подчиненных в принятие решения формирует у них солидарность и ответственность за результат. Успешной будет та компания, в которой сбалансированы системы принятия решений и власти.

О делегировании

У собственника может быть множество задач и надо ранжировать их по степени важности и срочности. Топ-менеджмент чаще находится в квадрате «важно-срочно», но, чтобы построить компанию, способную жить долго, внимание собственника должно быть в квадрате «важно-несрочно». Да, перестраиваться тяжело – трудно делегировать и доверять. Но нужно себя ломать и думать о будущем.

О фокусе на потребителя

Бизнес должен зарабатывать. Но фокусироваться нужно не только на прибыли, а на том, востребована ли данная услуга в данном месте по данной цене.

<p>Фото: А. Фёдоров</p>

Фото: А. Фёдоров


<p>Вячеслав Заяц.<br />
Фото: А. Фёдоров</p>
<p>Фото: А. Фёдоров</p>
<p>Фото: А. Фёдоров</p>
<p>Фото: А. Фёдоров</p>
<p>Фото: А. Фёдоров</p>
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (88)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело