Газета Дело

Эксперты БРИФ-2018 назвали три угрозы для инвестпроектов

ИНК разрабатывает крупнейший газовый проект, который, по некоторым оценкам, обойдется в 456 млрд рублей. Поэтому тема рисков инвестпроектов, которая была рассмотрена на втором Байкальском риск-форуме, сейчас как никогда актуальна для компании. Александр Стрельников, начальник отдела предприятия добычи нефти и газа мирового страхового брокера Marsh, рассказал Газете Дело, на что стоит обратить особое внимание при реализации любого инвестпроекта.

<p>Александр Стрельников, начальник отдела предприятия добычи нефти и газа мирового страхового брокера Marsh.<br />
Фото: Е. Козырев</p>

Александр Стрельников, начальник отдела предприятия добычи нефти и газа мирового страхового брокера Marsh.
Фото: Е. Козырев

Александр, какие основные риски можно выделить для инвестиционных проектов?

– Самые критичные риски инвестпроектов, как показывает практика, – это пожар и взрыв на этапе пуско-наладочных работ. А типовые риски связаны с ошибками проектирования, дефектами материалов и оборудования, повреждением оборудования при транспортировке.

Все эти риски приводят к трем видам угроз для инвестпроектов. Во-первых, к задержке ввода предприятия в эксплуатацию, во-вторых, к перерасходу средств на реализацию проекта и, в-третьих, к невыходу предприятия на заданные параметры по выпуску продукции. Есть еще производные – такие, например, как проблемы с погашением кредита.

Какая из угроз страшнее?

– Невыход на заданные параметры. Потому что задержка пуска в эксплуатацию может происходить по объективным причинам: например, не завезли оборудование вовремя, задержали на несколько месяцев. Или, например, разрабатывается новый путь доставки оборудования, более длинный, но более безопасный.  По своим клиентам мы видим, что задержки происходят регулярно.

А вот невыход на заданные параметры выпуска продукции сложнее. Он влечет за собой более серьезные финансовые потери для компании, чем задержка ввода в эксплуатацию.

Как избежать рисков в инвестпроектах?

– Основная рекомендация – контроль и управление рисками должны происходить не на стадии строительства, а еще на нулевом этапе, когда идет технико-экономическое обоснование проекта.

Остальные советы просты, они обсуждались на форуме – это и риск-сессии, и матрицы, и брейнсторминг, и обучение. Все работает. Главное – попытаться смоделировать как можно больше вариантов возможных негативных событий.

И не забывать о страховании. На риск-форуме много рассказывали о рисках, но вопросы страхования не затрагивали, а это ведь один из способов хеджирования риска. Элемент страхования обязательно должен присутствовать в инвестпроектах.

На какой стадии обычно страхуется инвестпроект?

– На стадии строительно-монтажных работ (СМР), как правило, приобретается страхование рисков СМР и в совокупности приобретается страхование риска задержки ввода объекта (проекта) в эксплуатацию. До стадии СМР существует много других программ страхования: страхование поставки оборудования, страхование грузов и другие.

Мы считаем, что в отношении крупных проектов страхование должно быть на контроле у заказчика. Почему? Часто многие компании вопрос страхования отдают на откуп подрядчикам. При небольших проектах это может иметь административную целесообразность, то есть проблема страхования ложится только на подрядчика, заказчик программу не контролирует и может даже не знать, каким образом и на каких условиях застрахован его проект.

Крупные проекты несут в себе гораздо больше рисков. Именно полноценное покрытие, которое приобретает заказчик, позволяет покрыть не только свои риски, но и риски поставщиков, проектировщиков и других лиц, причастных к реализации проекта, а значит, защитить компанию.

Немаловажным фактором, влияющим на риски, также является и разграничение зон ответственности подрядчиков и субподрядчиков в контрактах. Наличие инвесторов и банковских структур еще более усложняют процесс управления рисками. Поэтому работа по составлению грамотной программы страхования должна начинаться еще задолго до стадии реализации самого проекта на стройплощадке.

Как рассчитывается покрытие? 

– Если вкратце, то, если мы говорим об основном виде страхового покрытия –  страховании строительно-монтажных рисков – то страховая премия рассчитывается исходя из стоимости, характера и специфики проекта, наполнения страхового покрытия. Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что 70-80% страховой премии приходится на пуско-наладочные работы, ввиду наибольшего риска на данной стадии проекта. Что касается других видов покрытия, то у них своя специфика и свой расчет.

Справка
Marsh – ведущий мировой страховой брокер и консультант по рискам, лидер по разработке и внедрению инновационных решений в области риск-менеджмента. Свыше 30 000 сотрудников Marsh консультируют компании и частных клиентов более чем в 130 странах мира. Совместно с компаниями Guy Carpenter, Mercer и Oliver Wyman Marsh входит в состав Marsh & McLennan Companies (NYSE: MMC) – международной группы, оказывающей профессиональные услуги по управлению рисками, человеческим капиталом и стратегическому консалтингу.

 


<p>Фото: Е. Козырев</p>
<p>Фото: Е. Козырев</p>
<p>Александр Стрельников, начальник отдела предприятия добычи нефти и газа мирового страхового брокера Marsh.<br />
Фото: Е. Козырев</p>
Материалы сюжета "Байкальский риск-форум 2018":
Все материалы сюжета (15)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело