Комментарии

Тесное взаимодействие МЭР, Минфина и Банка России дадут импульс экономическому росту в России

По сообщениям СМИ, Минэкономразвития РФ разработало проект стратегии повышения темпов экономического роста в России и внесло его в правительство. Согласно опубликованным положениям проекта стратегии, источником экономического роста должно стать бюджетное финансирование производства, на которое в 2017-2019 годах планируется потратить более 488 млрд руб. из консолидированного бюджета, в том числе более 397 млрд руб. (81%) из федерального бюджета. Средства будут направлены на кредиты регионам (около 200 млрд руб.), остальное – на поддержку ряда отраслей (в основном на машиностроения, транспорта и легкой промышленности) и на крупнейшие государственные проекты.

Мы полагаем, что данная стратегия, если ее окончательный вариант будет выстроен на механической раздаче средств из бюджета наиболее проблемным отраслям, не сможет привести к желаемому результату повышения темпов экономического роста. Президент России Владимир Путин поставил задачу повышения темпов роста как минимум до уровня мировой экономики. По прогнозам МВФ, средние темпы роста мирового ВВП в 2016-2018 годах будут выше 3% в год, в то время как в России по итогам 2016 года ожидается спад, а по итогам 2017 года – рост на 1%, что значительно меньше средних темпов роста мировой экономики и не сравнимо с темпами роста в Китае (ожидаемый рост по 2016 году 6,5%) и в Индии (ожидаемый рост 7%). Хотя в КНР государство оказывает значительную поддержку отраслям экономики, как и в России, но государство и КПК при этом ставят четкие цели, выполнения которых хотят добиться от соответствующих отраслей.

На наш взгляд, для того, чтобы новая стратегия МЭР оказалась выполнимой, в ней должны присутствовать приоритеты поддержки отраслей и ожидаемые результаты от соответствующей отрасли, например, в терминах темпов роста или физических объемах выпуска продукции в течение 2017-2019 годов. Кроме того, очень важно, чтобы МЭР, Минфин и ЦБ более тесно взаимодействовали друг с другом в плане как финансовой поддержки отраслей, так и разработки денежно-кредитной политики, поддерживающей реальный сектор. На наш взгляд, даже при ожидаемых темпах инфляции в текущем году в 5-6%, ключевая ставка ЦБ на уровне 10% представляется слишком высокой, а если инфляция будет снижаться до 4%, то уменьшение процентной ставки как минимум до 8% просто необходимо.

Также важно, чтобы МЭР и иные государственные институты определились с приоритетами в области структурных реформ. Если есть поручение президента развивать несырьевые отрасли, способные экспортировать продукцию на мировой рынок, то нужно определиться, какие отрасли должны получать субсидии и дотации из бюджета в первую очередь. В любом случае, МЭР не обойтись без согласования стратегии с другими министерствами и одобрения ее правительством. А решающее слово в экономической политике принадлежит правительству.

Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента Альпари

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное

На SIA.RU публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков. Их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Авторы комментариев не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться. Представленные в комментарии мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала. Комментарии носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги.