На этой неделе социальные сети обсуждают видеоролик о том, как потерявшего сознание человека за ноги выволакивают из салона самолёта. Герои видео: пассажир, который отказался покинуть самолёт из-за овербукинга, и сотрудники полиции, проявившие излишнее рвение при выполнении своих обязанностей.
Инцидент произошёл 9 апреля на рейсе Чикаго-Луисвилл авиакомпании United Airlines. Все билеты на рейс были проданы, из-за этого места не хватило сотрудникам авиакомпании и потребовалось высадить четырех пассажиров. На $400 компенсации никто не согласился. Далее компенсация была увеличена до $800, но один из четырех случайно выбранных пассажиров отказался покидать салон самостоятельно. Пикантности ситуации добавляет то, что это был врач, которого ждали пациенты. Ситуация получила широкую огласку в мировых СМИ. На этом фоне акции United Airlines в моменте падали более чем на 4%. Две недели назад United Airlines была замешана ещё в одном скандале, когда на рейс не пустили двух девушек в леггинсах.
United Airlines – крупнейший авиаперевозчик в мире. Именно эта компания первой стала предоставлять питание на коммерческих рейсах и ввела должность стюардессы. В террористическом акте 9/11 пострадали два самолёта United Airlines (ещё два принадлежали авиакомпании American Airlines). Любопытно, что крупнейшим акционером United Airlines является Уоррен Баффет, который тщательно подходит к выбору активов для инвестирования. Его фонд Berkshire Hathaway в конце прошлого года увеличил свою долю до 9,2%. Из-за скандалов миллиардер может пересмотреть своё отношение к United Airlines. Акции могут продолжить находиться под давлением.
Потребители для компаний не только источник доходов, но и источник рисков. Банки периодически оказываются в центре скандалов из-за финансовых махинаций, автопроизводители – из-за отзывов небезопасных автомобилей или несоответствия экологических нормам. Нередки случаи просадок акций на 10-20%. Проблемы возникают даже у крупных корпораций, например, бумаги Samsung в прошлом году из-за проблем с Galaxy Note 7 просели более, чем на 10%. Дело в том, что смартфоны взрывались даже после ремонта в сервисе. Существовал риск утери доверия к Samsung как к производителю любой техники. Компании стараются избегать рисков ухудшения отношений с потребителями, но, как говорится, «знал бы где упаду, соломки бы подстелил».
Роман Ткачук, старший аналитик Альпари