Новости

51% населения России пользуется банковскими картами

За I квартал 2013 года значительно возросло количество держателей пластиковых карт и сократился объем населения, не охваченного банковскими продуктами и услугами. Такие данные приводятся в исследовании НАФИ, которое есть в распоряжении портала Банки.ру.

Карта в руку

Согласно опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), на данный момент 51% населения России пользуется банковскими картами для получения зарплаты, пенсии и т. д., оформленными работодателем или государством. Для сравнения: по итогам 2010 года этот показатель составлял 39%, по итогам 2011-го — 44%, а в прошлом году подобные карты использовали 42% россиян.

При этом почти вдвое возросло количество тех, кто имеет самостоятельно оформленные дебетовые или кредитные карты. На текущий момент их среди сограждан 9% и 5% соответственно (три года назад эти цифры были на уровне 4% и 3%).

Помимо использования зарплатных, «пенсионных» и «студенческих» карт, соотечественники в основном идут в банк, чтобы осуществить регулярные платежи (оплата жилищно-коммунальных услуг, телефона, штрафов и т. д.) — 39% из числа опрошенных, взять потребительский кредит [индекс] (24%), а также открыть текущий счет или вклад до востребования либо срочный вклад (16% и 11% соответственно).

По-прежнему невелика доля тех, кто совершает денежные переводы (7% опрошенных) и берет кредит на покупку автомобиля или недвижимости (по 4% респондентов). Не пользуется особой популярностью и нтернет-банкинг — его освоили лишь 4% россиян.

Руководитель разработки продуктов подразделения кредитных карт Ситибанка Евгений Махов соотносит увеличение количества держателей банковских карт с общемировой тенденцией к переходу от наличных платежей к безналичным. «Зрелые рынки, особенно США и большая часть Европы, уже близки к насыщению, в то время как в России процент использования наличных пока еще очень высок, и, соответственно, есть потенциал для быстрых изменений, — говорит банкир. — На этот процесс влияют все участники рынка: как банки, так и государственные органы».

По мнению директора департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка Вилена Ли, активный рост карточного рынка можно объяснить несколькими причинами. «В первую очередь, это перевод большинства государственных и частных предприятий на зарплатные расчеты по картам и лоббирование законопроекта о приеме карт в качестве средства платежа торгово-сервисными предприятиями по всей России, — уверен он. — Также ведется активная реклама и популяризация использования пластиковой карты в качестве платежного инструмента. Банки активно рассказывают клиентам об удобстве и выгоде при использовании пластика, например о бескомиссионной оплате покупок в магазинах и Интернете. Более того, в России постепенно развивается инфраструктура приема карт. Уже 30% от общего количества торговых точек имеют в арсенале терминалы для приема карт. И их доля с каждым днем растет. Постепенно в круг применения карт вовлекаются не только торгово-сервисные предприятия, но и медицинские, страховые, телекоммуникационные компании, гостиницы и другие участники».

Директор департамента продуктов и технологий банка «Стройкредит» Рустем Ибрагимов подтверждает, что банки стали более активно и эффективно продавать свои продукты, охватывать зарплатными проектами не только крупные и средние компании, но и малый бизнес. «Понятно, что выгоднее обслуживать клиента, у которого есть хотя бы тысяча сотрудников, но рынок насыщается, конкуренция растет, — убежден эксперт. — Поэтому сейчас банки подходят к вопросу очень гибко, рады организовать зарплатный проект [индекс] для фирмы, у которой пятьдесят и даже десять сотрудников. Причем это относится и к самым крупным банкам».

Как отмечает начальник управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка Антон Павлов, на данный момент основной прирост карт наблюдается в сегментах «кредитные» и «предоплаченные».

Эксперты указывают, что кроме всего прочего наблюдается и рост количества карт у одного держателя. Многие россияне сейчас имеют по две-три карты, некоторые специально открывают отдельные карты для совершения редких покупок в интернет-магазинах и хранят на таких картах небольшие суммы, опасаясь мошенников.

Банкизация страны

Примечательно, что, судя по опросу НАФИ, за последние несколько месяцев разительно сократилось число людей, не имеющих никаких отношений с кредитными организациями. Если в 2012 году каждый четвертый житель России не был охвачен продуктами и услугами банков, то сейчас — лишь каждый 20-й.

Среди сограждан, которые планируют в ближайший год попробовать какую-то новую банковскую услугу, 14% говорят, что это будет та или иная банковская карта [индекс] , 12% — кредит (потребительский, ипотечный или автокредит), 9% — текущий счет или вклад. 8% респондентов хотят начать проводить через кредитные организации регулярные платежи, 3% готовы освоить интернет-банкинг, а 2% — денежные переводы.

Участники рынка полагают, что все большей «обанкизации» россиян в том числе способствует повышение как финансовой, так и правовой грамотности граждан, рост доступности Всемирной сети и развитие потребительского кредитования, для которого кредитки — одно из основных направлений развития.

«На мой взгляд, клиенты до сих пор обращаются в кредитные организациями по большей части с целью оформления платежей и переводов, — комментирует Вилен Ли. — На втором месте находятся простейшие продукты: депозиты и кредиты. Системами интернет-банка пользуются только 5% банковских клиентов. А такие инвестиционные инструменты, как паевые инвестиционные фонды [индекс] , общие фонды банковского управления [индекс] , обезличенные металлические счета [индекс] и сберегательные сертификаты, вообще мало кому известны. Количество активных инвесторов в фондовый рынок на сегодня не превышает 1—2% от всего экономически активного населения страны».

По словам Рустема Ибрагимова из банка «Стройкредит», если говорить именно об осознанном самостоятельном обращении в банк людей в возрасте от 23 лет, то чаще всего они первым делом оформляют потребительский кредит (в виде нецелевого кредита наличными или кредитной карты). Также популярны платежи и переводы, в том числе через банковские терминалы. «Правда, не все люди могут знать, что терминал, через который они делают платеж, принадлежит банку», — отмечает банкир. Людей старше 30 лет больше интересуют вклады.

Антон Павлов из Абсолют Банка считает, что к сокращению количества людей, не пользовавшихся ранее банковскими услугами и продуктами, приводит активное продвижение финансовых услуг для частных клиентов, а также рост доверия к банкам со стороны населения. «Выбор первого продукта прежде всего зависит от клиентского сегмента, но большинство клиентов начинают свое знакомство с банковскими продуктами с депозитов, POS-кредитов, кредитных или расчетных карт», — указывает Павлов.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное