Новости

Планы государства по увеличению пропускной способности московского авиаузла оказались под угрозой

Замминистра транспорта Валерий Окулов направил министру Максиму Соколову письмо (копия есть у "Ъ"), предупредив о возможности срыва сроков ввода нового центра управления полетами (ЦУП) Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (будет обслуживать 14 гражданских и 21 военный аэродром) во Внуково. Согласно документу, до сих пор не начались приемочные испытания второй очереди ЦУПа, госзаказчик (Росавиация) и заказчик-застройщик (Госкорпорация по ОрВД) не могут согласовать позиции с генподрядчиком (концерн "Алмаз-Антей") по техническим вопросам, которые могут "оказать влияние на результаты приемочных испытаний". От сроков введения ЦУПа напрямую зависит возможность ввода новой схемы воздушного движения в московской зоне. Ее разработало ФГУП "НИИ аэронавигации". Там рассчитывают, что схема будет введена 2 апреля 2015 года.

В 2013 году в воздушном пространстве московской зоны было обслужено более 790,5 тыс. воздушных судов (рост на 5,8% по сравнению с 2012 годом). Источник "Ъ" в отрасли говорит, что в пиковые часы интенсивность воздушного движения над Москвой достигает 80 самолетов в час, что "превышает инфраструктурные возможности аэропортов и физические способности диспетчеров". В результате самолетам приходится находиться в воздухе дополнительно 30-90 минут. В западных аэропортах, говорит собеседник "Ъ", интенсивность воздушного движения выше. Но за счет отсутствия запретных зон и бесконфликтной схемы движения работа диспетчеров более упорядочена. В НИИ аэронавигации утверждают, что новая схема движения может повысить пропускную способность воздушного пространства на 80%.

В Росавиации "Ъ" пояснили, что ввести ЦУП планировалось еще в ноябре 2013 года. По мнению ведомства, сроки затянулись, "из-за отсутствия у "Алмаз-Антея" опыта создания аналогичной масштабной системы". По итогам первых испытаний система оказалась непригодна для обслуживания воздушного движения -- в ней выявили 271 замечание, были даны 184 рекомендации. Но к середине июня концерн смог устранить только половину замечаний и внедрить половину рекомендаций. И даже это, отмечают в ведомстве, сделано лишь путем предоставления "гарантийных писем об устранении замечаний в будущем", а также их перевода в категорию рекомендаций. В качестве примера одной из серьезных проблем источники "Ъ", знакомые с ситуацией, называют использование прикладного программного обеспечения Nokia, которое может применяться в авиации лишь с ограничениями и ставит под вопрос надежность всей системы. В профсоюзе диспетчеров Московского центра автоматизированного управления воздушным движением согласны, что главная причина задержки ввода ЦУПа -- "недобросовестное отношение со стороны генподрядчика". В самом "Алмаз-Антее", впрочем, утверждают, что устранили все замечания и "объективных причин, которые могли бы повлиять на изменение срока начала работы нового ЦУПа в декабре" нет. Программное обеспечение Nokia субподрядчики "Алмаз-Антея" не используют, заверяют в концерне.

Елизавета Кузнецова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное