Новости

ЦБ окончательно решил строить национальную платежную систему с нуля

На заседании рабочей комиссии при ЦБ 29 июля было окончательно решено строить национальную платежную систему с нуля. По данным опроса Superjob.ru, проведенного специально для Банки.ру, если Visa и MasterCard перестанут работать в России, большинство россиян выберут именно нашу платежную систему, а не китайскую или японскую. В то же время открыть карты японской JCB или китайской China Union Pay готов каждый десятый россиянин.

Мы попросили портал Superjob.ru задать своим посетителям вопрос, какой платежной системе они отдали бы предпочтение, если бы американские платежные системы Visa и MasterCard все-таки перестали работать на территории России, но продолжали бы действовать их иностранные аналоги. Выбрать можно было только из трех платежных систем: российской, которую еще предстоит создать, китайской и японской. Ответ по возможности необходимо было обосновать.

В опросе приняли участие 1 600 экономически активных респондентов из двух сотен населенных пунктов России в возрасте старше 18 лет, которые являются пользователями Интернета.

«Пора сделать, как было в Советском Союзе»

Свыше половины опрошенных отметили, что при сворачивании бизнеса Visa и MasterCard в нашей стране отдали бы предпочтение российской платежной системе «Про100», 9% выбрали бы китайскую систему China Union Pay, 8% — японскую JCB, а 32% затруднились с ответом. При этом российской платежной системе (ПС) больше доверяют мужчины, чем женщины (53% против 48%). Такая же тенденция наблюдается с китайской ПС — ее выбрали 11% мужчин и 6% женщин.

«Пожалуй, доверюсь японцам. Наши ведь точно накосячат для начала», — обосновывает свою позицию одна из респонденток, начальница отдела добровольного медицинского и личного страхования из Ростова-на-Дону 56 лет с ежемесячным окладом в 40 тыс. рублей.

«Российской системе на сегодняшний день доверять может разве что лишь любитель игры в русскую рулетку, причем с тремя патронами из шести, — категорично заявляет респондент 38 лет из Москвы с окладом в 30 тыс. рублей, работающий водителем-экспедитором. — Японская система, конечно, внушает большое доверие своей надежностью, но где гарантия, что или Япония не захочет больше иметь дело с Россией, или Японию не выдавят, как и «Визу» с «Мастером». Китайская же система дает достаточную степень уверенности». К слову, Япония действительно является одной из стран, которые ввели санкции против России.

«Пора перестать доверять иностранным инвесторам, а надо сделать полное сопровождение и высказать свое доверие российскому правительству, инвесторам, бизнесу и производству, — призывает исполнительный директор костромской компании, 53 лет от роду, зарабатывающий 40 тыс. рублей в месяц. — У нас большая и сильная страна, пора сделать так, как было в Советском Союзе. Страну боятся и уважаются, наш рубль был всегда до распада сильнее и устойчивее заграничных валют».

«Про «Про100» и УЭК не слышал, больше доверяю наличности, — отмечает инженер-сметчик из Ульяновска, 49 лет. — А так я патриот, деньги должны работать дома, а не кормить заграницу. Она нам не помощник».

Карточные дебаты

Среди тех, кто обеими руками за японскую ПС, высказывается мнение, что это наиболее надежная и технологически развитая система, а также что «у японцев все всегда на высшем уровне».

«Почитатели» китайской ПС делают выбор в ее пользу за счет надежности, высоких темпов роста китайской экономики и страны в целом, а также близких партнерских отношений России с Поднебесной.

Многие респонденты считают, что стоит быть верными российской платежной системе, чтобы «не зависеть от чужих капризов» и «иметь что-то свое». По их мнению, такая лояльность способна укрепить рубль и российскую систему, а не помогать развиваться другим странам за счет России. В ходе опроса на сайте Superjob.ru среди тех, кто выбирал российскую платежную систему, многие в качестве обоснования указывали: «Я патриот» или «Нужно поддержать отечественное».

«На мой взгляд, крайне важно иметь свою платежную систему. Хотя бы потому, чтобы быть конкурентоспособной страной как можно в больших отраслях экономики(так в оригинале- прим. Ред)», — написала одна из респонденток, 28 лет, работающая администратором в Пятигорске.

Народу нужна стабильность

Обозреватель портала Банки.ру пообщалась с несколькими банкирами и разослала запросы в разные банки с просьбой выразить оценить результатов опроса Superjob.ru.

«Visa и MasterCard продолжают свою работу в России, поэтому не видим причин комментировать данный опрос Superjob.ru», — ответили Банки.ру в пресс-службе ВТБ 24.

Те представители кредитных организаций, которым было что сказать, объясняли выбор наших соотечественников российской платежной системы желанием быть независимыми от сиюминутных решений иностранных компаний и чиновников.

«Собственная платежная система кажется более надежной — никто не хочет становиться заложником новых политических обстоятельств, народу нужна стабильность, опора в лице поддерживаемой государством системы, — обращает внимание заместитель председателя правления ЛайтБанка Денис Фонов. — Это хорошо, что многие осознали зависимость от Запада, расставили приоритеты в пользу отечественного варианта. И все же не стоит класть все яйца в одну корзину, альтернативны должны быть всегда».

Председатель правления ЯР-Банка Ярослав Книгницкий уверен, что результаты опроса – прямое следствие текущей политической обстановки и следующих за ней экономических санкций: если существует вероятность, что американские платежные системы уйдут из России, почему этого не может произойти и с их азиатскими коллегами? «Поэтому лучше пусть будет своя, родная, надежная платежная система. Думаю, что большинство граждан рассуждает именно таким образом. И в этом, конечно, есть здравый смысл, - комментирует глава ЯР-Банка. — Безусловно, создание национальной платежной системы – это важный и нужный шаг в развитии финансовой системы страны. Однако не стоит полностью вытеснять международные системы, так как в современном мире преимущество остается за глобальными корпорациями, услугами которых можно пользоваться в любой точке земного шара».

Книгницкий предлагает альтернативный вариант – развить свою систему до статуса международной по примеру JCB и China Union Pay.

«На фоне последних мировых событий стремление избавиться от внешней зависимости вполне закономерно. Очевидно, что национальная платежная система сможет предоставить клиентам большую защиту, чем иностранная, особенно учитывая, что для Visa или MasterCard политические факторы могут оказаться выше бизнес-интересов», — говорит начальник управления каналов дистанционного банковского обслуживания банка «Интеза» Евгений Васильев.

Для управляющей по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Елены Федотковой также не стали сюрпризом результаты нашего опроса.«Безусловно, последние события оказывают влияние на поведение сограждан. Подталкивает к этому наличие прецедента прекращения обслуживания банковских карт банка «Россия» и СМП-Банка. На этом фоне создание Национальной платежной системы и ужесточение политики в отношении Visa и MasterCard (гарантийные депозиты, создание расчетных центров на территории России), а также активное обсуждение этих шагов в СМИ способствуют повышению лояльности потребителей именно к российской системе, — отмечает она. — В нынешней ситуации хорошие шансы у «азиатских» платежных систем, в частности, японской и китайской, так как с этими странами у России сейчас более комфортные отношения. Тем не менее, приход нового игрока на рынок — процесс не быстрый. Ожидания самой China Union Pay, уже заключившей договоры с более чем 30 российскими банками, совсем не агрессивные — планируется эмитировать в течение трех лет порядка двух миллионов карт».

Туманный Восток

Исходя из данных, полученных в ходе исследования ЦБ, проведенного совместно с Национальным агентством финансовых исследований, 70% населения России пользуются банковскими картами. Чтобы хотя бы треть россиян начала использовать «азиатские» карты, потребуется порядка двух-трех лет, уверены эксперты.

«Я думаю, что понадобится не более двух лет, чтобы у каждого третьего россиянина была карта China Union Pay или JCB, — считает Фонов. — У обеих этих систем уже есть все необходимые ресурсы и технологии для быстрого развертывания бизнеса в России. Людям, которые уже пользуются картами, довольно легко перейти на другую систему. Тяжело дается только первый переход. Предпринимать дополнительных шагов China Union Pay или JCB, полагаю, не нужно — санкции и поведение Visa и MasterCard сформировали более чем благодатную почву для роста и развития альтернатив. Дело за малым — удовлетворить спрос».

Между тем Евгений Васильев из банка «Интеза» отмечает, что так как в настоящее время на предпочтения и доверие потребителей сильно влияют геополитические факторы, шансы на продвижение China Union Pay в России были бы значительно выше, если бы в сложившейся ситуации Китай активнее проявлял себя как партнер России.

Председатель правления ЯР-Банка Ярослав Книгницкий прогнозирует, что в текущих условиях сохранения присутствия на российском рынке Visa и MasterCard нужно не менее 10 лет, чтобы каждый третий россиянин получил карту JCB или China Union Pay, ведь на заключение партнерских соглашений для эквайринга карт только с ведущими российскими банками или с крупными региональными потребуется значительное время.

В качестве примера Книгницкий приводит JCB, которая проводила свою международную экспансию в два приема: сначала была создана возможность использования карты за рубежом для японцев, в тех регионах, куда чаще всего ездили японские туристы, а потом уже и для местных жителей.

«Начиналось все с создания филиала в популярной туристической стране, а после того, как на всей территории можно было без ограничений пользоваться картами JCB, совместно с местным банком запускался эквайринг, — рассказывает Книгницкий. — Сегодня количество карт JCB, выпущенных за границей, составляет порядка 15 миллионов штук, и для этого японцам потребовалось более 30 лет».

Елена Федоткова из Промсвязьбанка напоминает, что на 1 апреля 2014 года в России был эмитировано порядка 220 млн карт, при этом более 90% пользователей платежных систем работают с Visa и MasterCard. Таким образом, по мнению Федотковой, достижение 30% рынка системами JCB или China Union Pay — цель очень оптимистичная и долгосрочная. «Скорее всего, основной спрос на карты данных систем, особенно Китая, сложится на Дальнем Востоке — регионе России, наиболее плотно взаимодействующем с Китаем», — резюмирует эксперт.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное