Новости

Какие вузы выбирают крупнейшие компании для своих сотрудников

Рынок корпоративного образования явно замыкается в самих корпорациях. Создавая собственные корпоративные институты, университеты и академии, компании все реже обращаются к внешним заказчикам, тем самым сокращая издержки и делая процесс обучения своих сотрудников непрерывным.
 
Елена Разина

Новый кампус корпоративного университета Сбербанка откроется осенью в одном из самых красивых мест Подмосковья -- на Истре, между холмами, рядом с Новоиерусалимским монастырем. Полупрозрачное, вытянутое вдоль реки здание, соединенное крытой колоннадой с другими экопостройками, крыши домиков преподавателей с травяным покрытием, теннисные корты и клуб. Кампус со всеми постройками занимает 27 гектаров, и его проектировал обласканный в России голландский архитектор Эрик ван Эгерат. Задача, которую ставили перед строителями,-- построить лучший университет в мире.

Строительство кампуса на Истре велось с 2010 года, и в этой истории не все было гладко: недовольство местных жителей, уход из проекта ван Эгерата. Но в итоге задача строительства лучшего университета в мире была признана выполненной, и открытие кампуса воспринимается руководством банка как новая ступень в международной конкуренции.


В портфеле университета 40 образовательных программ самого разного формата -- для очного обучения и вебинаров, для руководителей всех уровней. Некоторые программы составлены в партнерстве с пятью лучшими бизнес-школами мира: INSEAD, London Business School, Stanford, испанской ESADE, американским Центром креативного лидерства.

Их университеты

 
"Можно сказать, что по масштабу образования созданные в рамках крупных российских корпораций образовательные центры держат планку на уровне лучших российских же вузов,-- утверждает Анна Бурова, директор по консалтингу и организационному развитию компании Ward Howell.-- Это можно сказать об организации учебного процесса, методологии, широте и глубине преподаваемых знаний".

Собственно, к уровню вузов корпоративные университеты приблизились и по количеству учащихся. В 2013 году в корпоративном университете РЖД прошли обучение более 15 тыс. сотрудников, столько же -- в корпоративной академии Росатома (цель на 2015 год -- 70 тыс. человек), в Сбербанке обучение прошли более 35 тыс. руководителей подразделений и ключевых специалистов. Средний показатель по крупному бизнесу -- около 10 тыс. человек в год на очном обучении, а с учетом дистанционного обучения -- в несколько раз больше.

Управление талантами, лидерство, дистанционное обучение -- корпоративные университеты подхватывают все главные "фишки" мирового образования.

Основатель консалтинговой компании "Образ" и издатель журнала "Корпоративные университеты" Марат Удовиченко полагает, что стремление слепо копировать "лучшие западные практики" является скорее недостатком российских корпоративных университетов, чем достоинством. С точки зрения Удовиченко, эффективность трат на образование сотрудников в среднем по рынку не превышает 50%.

На всем своем

Развитие собственных программ обучения в корпорациях означает существенное сокращение спроса на услуги аутсорсинга. Эту тенденцию подтверждают в большинстве российских компаний численностью от 500 человек.

Согласно данным компании "Малакут" (она проводит основное исследование рынка обучения и развития персонала Core Learning Industry Index), в 2013 году затраты бизнеса на обучение сотрудников снизились: снижение произошло впервые после кризиса. Компании начали оптимизировать затраты сразу после кризиса 2008 года, и главным образом это выражалось в создании собственных программ обучения. К 2012 году большинство компаний отстроили свои системы, и за прошлый год затраты на обучение уменьшились на 11%. Весь рынок корпоративного обучения в России "Малакут" в 2013 году оценивал в 47,6 млрд руб. В 2014-м лишь 25% респондентов "Малакута" заявляли о намерении увеличить бюджет на обучение и развитие персонала, причем чаще всего речь идет о расходах на средний и линейный менеджмент. О снижении затрат заявляли главным образом компании из финансово-банковского сектора.

Впрочем, большинство опрошенных компаний снижение затрат на обучение объясняют именно отказом от внешних услуг, а этот отказ объясняют не экономией, а недостаточно высоким качеством предложения на рынке.


Декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян подтверждает, что ситуация на рынке аутсорсинга действительно очень тяжелая. Усиление конкуренции приводит к объединению и слиянию бизнес-школ. А необходимость быстрого реагирования на тенденции рынка усиливает роль консалтинговых компаний и обучающих центров.

С точки зрения Сергея Календжяна, единственный выход для бизнес-школ в условиях усилившейся конкуренции -- переход к практико-ориентированному обучению. "Важная особенность таких корпоративных практико-ориентированных программ обучения: компания-поставщик образовательных услуг делит риски проекта с заказчиком,-- говорит он.

По словам
Андрея Волкова, ректора Московской школы управления "Сколково", основным трендом будущей деятельности бизнес-школ будет "сборка" программ под нужды корпораций.

Впрочем, у бизнес-школ существуют и другие варианты. "В рамках Таможенного союза появляются новые возможности для выхода российских бизнес-школ и консалтинговых компаний на рынок Казахстана,-- рассказывает Сергей Календжян.-- Там существует обязательство для крупных компаний инвестировать 1% от прибыли в развитие человеческого капитала".

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное