Новости

Российские телеком- и медиакомпании дешевеют

За последние 14 лет капитализация российских телекоммуникационных и медийных компаний выросла более чем в 38 раз, подсчитали в Deloitte. Но уже с начала 2014 года показатель упал на 26%, до $83,5 млрд. Виной тому рост курса доллара, ухудшение макроэкономических ожиданий и увеличение рисков в связи с политической ситуацией.
 

По итогам 2013 года капитализация публичных российских телекоммуникационных и медийных компаний достигла $113,47 млрд вместо $3,05 млрд в 1999 году, подсчитали аналитики Deloitte на основе данных Bloomberg. В 1999 году было девять торгуемых компаний -- "Ростелеком" и семь межрегиональных компаний связи (МРК), а также "Вымпелком". Сейчас торгуется то же количество компаний, но их состав поменялся: МРК присоединены к "Ростелекому", на рынок вышли МТС, АФК "Система", "СТС Медиа", РБК, Mail.Ru Group, "Яндекс" и "МегаФон". Если в 1999 году крупнейший вклад в капитализацию отечественных телеком-компаний вносил "Ростелеком" (43%), то в 2013 году -- МТС (20%), Vimpelcom Ltd (владеет российским "Вымпелкомом"; 20%) и "МегаФон" (18%).

В августе этого года капитализация снизилась до $83,5 млрд, что ниже показателя не только 2013 года (на 26%), но даже 2012 года (на 4%). 

Партнер Deloitte Антон Шульга отметил, что у каждой компании были собственные факторы, влияющие на капитализацию. Например, Vimpelcom в начале года объявил о сокращении дивидендов более чем в 20 раз, что привело к падению котировок компании на NASDAQ более чем на 15%. Компании по-разному реагировали на внешние факторы, поскольку у них разный портфель активов, добавили в Deloitte: тот же Vimpelcom оказывает услуги в других странах СНГ, в Европе и Азии, тогда как "МегаФон" -- в основном в России.

Снижение темпов роста телекоммуникационных компаний Антон Шульга связывает с насыщением рынков, на которых работают основные игроки. Так, Economist Intelligence Unit оценивает текущий уровень проникновения сотовой связи в России в 185%. Эффективность еще одного фактора, который мог бы повлиять на рост выручки операторов, увеличения объема продаваемых услуг существующим клиентам, в России также ограниченна: из-за высокой конкуренции компании продают больше услуг, но за те же деньги. В то же время в Deloitte называют телекоммуникационный бизнес достаточно стабильным. Сегмент b2c, по мнению Антона Шульги, в ближайшем будущем не должен сильно падать, поскольку сотовая связь стоит недорого, потребители к ней привыкли и не откажутся от услуги. Не перестанут пользоваться и доступом в интернет даже в случае потери работы. Но затягивание кризиса может негативно отразиться на сегменте b2b: компании могут начать сокращать бюджеты на телекоммуникационные услуги, при наихудшем сценарии может сократиться и количество заказчиков.

Анна Балашова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное