Новости

Владимир Путин призвал Evraz вернуться к проекту в Якутии

Наметившееся оживление металлургического рынка, позволившее многим российским сталеварам вернуться к прибыли, может обернуться проблемами для Evraz. Владимир Путин недвусмысленно напомнил компании об обязательствах построить в Якутии завод стоимостью $4 млрд. Совладелец Evraz согласился "еще раз посмотреть" на проект, но перспектив в нем по-прежнему не видит, с чем согласны и аналитики.

Вчера на совещании по господдержке приоритетных инвестпроектов и территорий на Дальнем Востоке президент Владимир Путин предложил главе совета директоров и совладельцу Evraz Александру Абрамову вернуться к проекту строительства в Якутии сталеплавильного завода на базе железорудных месторождений ЗАО "ГМК "Тимир"" (51% у Evraz, 49% минус 1 акция -- у АЛРОСА).

Балансовые запасы месторождений "Тимира" -- около 5 млрд тонн железной руды. Исходно планы по их разработке предполагали строительство двух ГОКов общей мощностью 18 млн тонн концентрата в год и Нерюнгринского меткомбината (мощность на первом этапе 2,8 млн тонн в год, на втором -- 6,1 млн тонн). Вложения в первую очередь оценивались в 134 млрд руб. Александр Абрамов пояснил, что в 2008 году, когда готовилось ТЭО проекта, он казался привлекательным. Но в 2011 году участники "Тимира" попросили Роснедра убрать из условий лицензий обязательства по заводу "для экономии $4 млрд".

Но отказать президенту бизнесмен не смог, заявив, что компания готова "еще раз сделать ТЭО более подробное или, может быть, обновленное на сегодняшний день".

Вопрос о заводе мог быть поднят по просьбе властей Якутии, которые не раз призывали не откладывать и не сокращать проект, полагают источники "Ъ", близкие к проекту и знакомые с ходом совещания.

Олег Петропавловский из БКС оценивает вложения в строительство сталеплавильного завода мощностью 3 млн тонн в сумму до $2 млрд (с учетом инфраструктуры и климатических условий Якутии). Но, отмечает аналитик, в регионе сейчас нет такого спроса на металл, а экспортировать его в страны АТР выгодно только в случае заметного роста цен на стальную продукцию, железную руду и уголь, что позволит российским производителям сравняться в себестоимости с китайскими металлургами (сейчас их продукция дешевле, например по арматуре, на 12%). Многие китайские заводы расположены вблизи портов, тогда как от будущего завода "Тимира" до портов Дальнего Востока надо добираться свыше 2 тыс. км, добавляет Сергей Донской из Societe Generale. В результате, полагает аналитик, государство, сейчас безуспешно пытающееся спасти "Мечел", может получить просто еще одно крупное проблемное предприятие "со всеми вытекающими проблемами".

Анатолий Джумайло


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное