Новости

Моногорода Иркутской области: проблемы и надежды

Муниципалитеты, как и семьи,  если счастливы, то одинаково, а несчастливы – каждый по-своему. Эти слова одного из участников круглого стола, состоявшегося в областном парламенте 29 сентября, можно поставить эпиграфом к теме, которая открылась не вчера, а закроется не завтра: проблемы моногородов Иркутской области, их удачи и неудачи в привлечении инвесторов.

На фоне «санкционной войны», падения темпов производства и  поставленной Президентом задачи  обеспечить экономический прорыв в России за полтора года, происходящее в муниципалитетах пока не обнадеживает.

Стоит напомнить о принятой методике отнесения тех или иных муниципалитетов к моногородам разных категорий. В зависимости от рисков ухудшения социально-экономической ситуации, моногорода делятся на категории: со сложной ситуацией (у нас это Байкальск и Шелехов), с ситуацией получше, но с рисками ухудшения (Тулун, Черемхово, Саянск, Усолье-Сибирское), со стабильной ситуацией (Железногорск-Илимский, Усть-Илимск). Сейчас в Иркутской области восемь моногородов, в которых проживают более 380 тыс. человек.

Как сообщалось ранее, сначала доклад по ситуации представила заместитель министра экономического развития Иркутской области Юлия Румянцева. Затем слово взял мэр города Черемхово Вадим Семенов. Он напомнил, что сейчас муниципалитет значится во второй группе моногородов, однако, до первой – всего один шаг, и шаг этот – возможное закрытие обогатительной фабрики, которая пока работает в составе Черемховского угольного разреза.

- Ситуация в Черемхово очень сложная.  Сейчас мы подошли к черте, за которой явственное ухудшение ситуации, - задал тон разговору Вадим Семенов. -  К тому, чтобы это ухудшение наступило, есть несколько объективных и субъективных причин.  Объективные: то, что сейчас резко снизилась потребность в угле – в связи с запуском Богучанской ГЭС, и с выходом на полную мощность Саяно-Шушенской ГЭС. Предполагалось, что после запуска БоГЭС, большая часть ее электроэнергии будет направлена на алюминиевое производство, но этого не произошло. И получился значительный избыток энергии. Покупать черемховский уголь стали меньше.

Мэр напомнил, что за последние несколько лет  добыча угля в муниципалитете серьезно снизилась, а численность населения упала со 123 тысяч в 1978 году до 52 тысяч человек в настоящее время.

- Раньше на наших угольных  предприятиях работало около 8 тысяч человек, они добывали  порядка 19 млн. тонн угля в год. Сейчас мы скатились к цифре 3-3,5 млн. тонн.  Хотя для того, чтобы город более-менее жил, надо добывать 4,2-4,5 млн. тонн, и выпускать порядка полутора миллионов тонн угольного концентрата, - подчеркнул мэр Черемхово.  – При этом наиболее продуктивные пласты черемховского угля уже выбраны.  Сегодня качество нашего угля значительно уступает конкурентам – и компании СУЭК, и, тем более, кемеровским углям. Даже после переработки и обогащения, калорийность черемховского угля достигает примерно 5400, а у кемеровских углей – 5600 без обогащения. Поэтому нам крайне сложно продавать свою продукцию.

Мэр напомнил, что, в основном,  черемховский уголь поставляется для нужд Иркутской области, однако и здесь во внутрирегиональной конкуренции Черемхово «проседает» - поскольку, к примеру, Тулун, где также добывают твердое топливо, находится в более выигрышном положении –  там нет необходимости тратить ресурсы на поддержание сложной и протяженной производственной инфраструктуры. «Там инфраструктура значительно меньше. У нас же -  не только разрез,  но и погрузочно-транспортное управление, обогатительна фабрика, рудоремонтный завод и т.д.».

При этом две недели назад руководство градообразующего предприятия (Черемховский угольный разрез, находящийся в составе Востсибугля) поставило мэра в известность, что в настоящее время разрабатывается  схема изменения работы черемховских угольных  предприятий – наряду с прочим, планируется закрытие обогатительной фабрики.

- Но закрытие этой фабрики приведет, по сути дела, к закрытию всего города, - заявил Вадим Семенов. - На этом предприятии работает 280 человек, но если фабрика прекратит существование, сработает эффект домино:  следом будет закрыт участок вагоно-транспортного управления (вагоны будут не нужны, поскольку собственник планирует поставить комплексы сухой вакуумной переработки и обогащения угля – непосредственно на месте добычи). Далее, «вылетает» вагоноремонтный и рудоремонтный заводы, резко (примерно, в половину) падают объемы добычи и на самом разрезе. Мы посчитали – более тысячи человек в общей сложности останутся без работы. На 30% придется сократить персонал еще одного предприятия – Черемховского водоканала. Нам будет сложно обеспечивать водой три муниципальных образования – Черемхово, Свирск и Черемховский район. Там тоже будут большие проблемы.

Вадим Семенов рассказал, что губернатор Сергей Ерощенко уже встречался с собственником «Востсибугля», и высказал свою озабоченность по поводу готовящегося закрытия фабрики в Черемхово. Тот обещал разобраться в ситуации, однако, последняя  встреча представителей мэрии, черемховских профсоюзов и руководства компании  не внушила оптимизма:

– Мы ни до чего хорошего не договорились, - признается Вадим Семенов. - Они ставят для нас совсем неприемлемые условия. И продолжают отрабатывать тему закрытия фабрики и приобретения новых установок сухого обогащения. Хотя когда-то в Черемхово такие установки были, и не пошли: качество черемховского угля, обогащенного на фабрике, все равно лучше.

В настоящее время против закрытия предприятия собрано более 2 тыс. подписей черемховцев. В ближайшее время возле здания Востсибугля планируется провести пикет, сообщил Вадим Семенов.

Мэр скептически оценил рекомендации, которые предлагается применять муниципальной власти для развития моногородов:

- Каким образом муниципалитет может  давать преференции и создавать какие-то условия для  вкладывания инвестиций в собственную территорию? Влиять на тарифы мы не можем. В настоящее время единственное конкурентное преимущество Иркутской области – дешевая электроэнергия – потеряно. Сегодня нужно не только дорого заплатить за электроэнергию, но еще и чудовищную сумму отдать за подключение к сетям. За технологическое подключение крупному предприятию нужно выложить 1 млрд рублей. Причем, сразу тебя не подключат -  заплати и жди в течение трех лет своей очереди.

Что еще муниципалитет может сделать? Дать землю? Может, в Иркутске или в Слюдянском районе она привлекательна, у нас – нет.  Или, вот рекомендация – муниципалитет должен подготовить инфраструктуру. Как? У меня сети на 80% изношены. Для того, чтобы мне получить деньги по госпрограмме, нужно  подготовить проектно-сметную документацию. А это очень дорого. Снять административные барьеры? Какие у нас барьеры?

Мэр Черемхово рассказал, что за 9 лет работы по привлечению инвесторов, перебрали сотни, тысячи самых разных проектов. Из реалистичных и интересных удалось привлечь всего одного инвестора - из Санкт-Петербурга, который вложился в производство пеноплэкса (теплоизоляционный материал). В результате создано 80 рабочих мест, продукция производится и пользуется спросом. Второй интересный инвестпроект, который вот-вот будет запущен -  это металлургический завод НПО «Химико-металлургическая компания» Игоря Гринберга.

Вадим Семенов среди проблем, мешающих развитию моногородов, назвал также отсутствие возможности у муниципальной власти отслеживать налоговую ситуацию у субъектов малого и среднего бизнеса, работающих на территории – сейчас они не предоставляют статотчетность местной власти. Таким образом, администрация муниципалитета не может анализировать ситуацию в этом секторе и, следовательно, не в состоянии эффективно строить бюджетную политику.

Свои проблемы у моногорода «первой группы» - города Байкальска. Как рассказала первый заместитель мэра этого муниципального образования Евгения Шапира,  и у них имеются большие сложности с привлечением инвесторов:

- У нас достаточно мало земель, которые мы можем определить под новое производство. В целом же проблемы нашего моногорода можно разделить на блоки: первый -  жесткие экологические ограничения, в том числе и  обозначенные в постановлении Правительства РФ; второй - отсутствие развитой коммунальной инфраструктуры и высокий износ существующих объектов инфраструктуры; третий - высокий уровень износа жилфонда (70-80%); четвертый - трудности с организацией новых рабочих мест и ряд других проблем.

Заммэра напомнила, что постановление Правительства не позволяет строить новые производства в центральной зоне Байкальской природной территории. Сейчас вопрос на проработке – высока вероятность, что какие-то ограничения будут сняты, но пока этого не сделано, инвестор оценивает свои риски как высокие.

- Запрещается широкий перечень видов деятельности, и ряд инвесторов, рассматривающих возможность  размещения своих производства на наших площадках, просто не могут этого сделать, так как их деятельность подпадает под запрещенный перечень. К примеру, фармацевтическое предприятие. Инвестор мог бы до 2020 года разместить у нас порядка 900 млн. рублей и в первый же год трудоустроить 150 человек, но это производство тоже подпадает под запрещение ведения деятельности на берегу Байкала. Выделить же Байкальск как отдельную территорию, где это разрешено, пока не получается.

Далее, Евгения Шапира в ряду проблем называет реализацию ФЗ 89 об отходах производства и потребления, согласно которому в городе запрещено размещение  полигона ТБО, при этом  ближайший пункт, куда можно вывезти мусор, находится в 50-ти километрах от муниципалитета.

- Возить мусор за 50 км будет крайне убыточно – как для специализированных муниципальных предприятий, так и для коммерческих. А те предприниматели, которые сами вывозят мусор, станут сбрасывать его в лесу – им возить далеко тоже невыгодно. И это в первую очередь нанесет ущерб экологии города, - подчеркнула заммэра.

Также она затронула тему снижения бюджетных доходов вследствие сужения налогооблагаемой базы после закрытия БЦБК:

- В 2012 году в бюджет от НДФЛ поступило 13 млн. рублей. После сокращения работников  БЦБК доходы снизились почти в два раза и с тех пор так и не повысились – в прошлом году от НДФЛ мы получили 5 млн. рублей, в этом году планово -  6 млн. 126 тысяч.

При этом заммэра подчеркивает, что требует особого внимания ситуация с ЖКХ  города: коммунальные сети изношены, а на обслуживание и ремонт всех трех котлов ТЭЦ БЦБК, переданной муниципалитету, денег выделено недостаточно.

Впрочем, Евгения Шапира отмечает, что муниципалитету очень помогло участие в государственных и областных программах – особенно по капремонту и переселению из ветхого и аварийного жилья. Так, в Байкальске на эти деньги отстроили жилой многоквартирный дом и расселили 23 семьи из ветхого жилья.  На текущий момент готово еще 1,5 тыс. кв.м. жилья, куда в октябре заселятся еще 38 семей. Успешно в Байкальске работает и программа субсидирования субъектов малого и среднего бизнеса – в прошлом году освоено порядка 93% денежных средств. Проводится большая работа по выявлению бесхозного имущества, которое оформляется в муниципальную собственность и в дальнейшем реализуется на торгах, обеспечивая поступление доходов в местный бюджет.

Мэр Усолья-Сибирского Любовь Лис также поделилась с участниками круглого стола ситуацией в городе, который  когда-то был гигантом химической промышленности. Сейчас же, чтобы найти работу, усольчане переезжают в Ангарск, в Иркутск, в другие территории.

- У нас, кроме всего прочего, есть проблемы по еще одному крупному промышленному предприятию: сейчас на огромной площадке «Усолье-Сибирского силикона» работает всего 226 человек. Хорошо, что в городе неплохо развит малый и средний бизнес – основной источник пополнения муниципального бюджета, - замечает Любовь Лис.

Но и тут та же проблема, что и в других муниципалитетах: нет информации о налоговых отчислениях субъектов, работающих в этом сегменте.

- Вот, есть у нас «Сибсоль» - предприятие, которое производит соль, но никакой информации о своей работе не дает и никакую социальную ответственность на себя не берет. Собственники мало хотят общаться, и не хотят помогать усольчанам, - посетовала Любовь Лис.

Тем не менее, мэр города подчеркивает: Усолье представляет интерес для инвестора – здесь имеется мощная ТЭЦ, потенциал которой используется далеко не в полной мере.

- Инвестиционный потенциал у территории есть – мы не распыляем, не дробим площадку Усольехимпрома и Усолье-Сибирского силикона, работаем над ее сохранностью, но здесь имеется серьезная проблема, связанная с экологией: требуется демеркуризация и санация площадки, - напоминает мэр города. -  Чтобы это сделать, необходимо войти в федеральную программу, а для этого нужно пройти экспертизу, что довольно сложно. И это один из камней преткновения, который сдерживает приход инвестора. Плюс то, что земли эти не принадлежат муниципалитету.

Большие надежды усольчане связывают с формированием химико-фармацевтического кластера, в который входит Усолье-Сибирское, с развитием газохимии, производством метанола.

-  Мы думаем, что проект «Сила Сибири» даст развитие и нашим городам с химическими производствами. Может быть, промышленных гигантов больше не будет, но жизнь вернется, - говорит мэр Усолья.
 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное