Новости

ФАС решила переложить на муниципалитеты ответственность за "наружку"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова поделиться частью своих полномочий по контролю за соблюдением рекламного законодательства. Ведомство предлагает передать муниципалитетам право самим оценивать содержание наружной рекламы. Экспертный совет при правительстве тем временем дискутирует, насколько служба эффективно регулирует всю рекламную отрасль.


«Простор для субъективных оценок»

ФАС изучила вопрос «о наделении органов местного самоуправления полномочиями по администрированию норм федерального закона «О рекламе» в части оценки содержания наружной рекламы». Соответствующее письмо (копия есть у РБК) руководитель службы Игорь Артемьев отправил в правительство в конце августа.

С идеей передать муниципалитетам часть своих полномочий ведомство выступило еще в мае. Антимонопольные органы, писала весной ФАС в правительство, при контроле за размещением наружной рекламы на территории субъектов РФ вне столиц регионов «сталкиваются с трудностями». Поэтому служба предложила наделить муниципалитеты правом самим на местах оценивать содержание наружной рекламы, а все штрафы, наложенные на нарушителей законодательства, оставлять в местном бюджете. Всего в 2013 году центральный аппарат ФАС и его территориальные управления за нарушение рекламного законодательства (не только в наружной рекламе, но и в других медиа) выписали штрафов на 153,3 млн руб.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в июле поручил службе и другим заинтересованным ведомствам до сентября «проработать» это предложение. За лето ФАС получила отклики из 41 субъекта РФ. Большинство из них, следует из письма Артемьева, поддержали инициативу или не высказали принципиальных возражений. Позитивно восприняли идею в Минрегионе и Минэкономразвития. Минфин и Минюст по этому вопросу не имеют никаких предложений. В результате ФАС считает целесообразным подготовить соответствующие поправки в законы «О рекламе», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в Бюджетный кодекс и КоАП.

Служба пока ждет ответа правительства, уточнил на минувшей неделе заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. В секретариате Шувалова инициативу службы не прокомментировали.

Бизнес от идеи передать часть полномочий ФАС не в восторге. Инициатива опасна тем, что подрывает принцип единообразия правоприменительной практики, указывает президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций и управляющий директор крупнейшего в стране оператора наружной рекламы Russ Outdoor Максим Ткачев. Сейчас, по его мнению, ФАС как единая структура соблюдает этот принцип, но в случае, когда каждый муниципалитет будет принимать решение самостоятельно, «простор для субъективных оценок расширится». «Нормы в Москве, Грозном и Владивостоке неминуемо будут отличаться, что, на наш взгляд, недопустимо», – полагает Ткачев.

Если муниципалитеты начнут сами оценивать содержание наружной рекламы, это серьезно усложнит проведение федеральных кампаний, считают в Национальной ассоциации визуальных коммуникаций. Сейчас количество запросов ФАС по поводу нарушений рекламного законодательства, по оценке ассоциации, «умеренное»: «Это рабочие моменты, которые нельзя назвать проблемой».

В прошлом году ФАС рассмотрела более 11,7 тыс. заявлений о несоответствии рекламы отраслевому законодательству. По ним было возбуждено 5,6 тыс. дел. В результате было пресечено почти 8,6 тыс. нарушений. Из них наибольшее количество (более 21% всех нарушений) связаны с распространением рекламы лекарств и биологически активных добавок.

Ранее Кашеваров пояснял РБК, что, если будет принято решение о передачи части полномочий муниципалитетам, у бизнеса будет возможность оспорить их решения в ближайшем территориальном управлении службы.

Чрезмерно усердна в защите морали

ФАС сама предложила отдать часть своих полномочий по контролю за соблюдением рекламного законодательства в тот момент, когда был поднят вопрос об уточнении полномочий службы. Соответствующее поручение премьер Дмитрий Медведев дал еще в конце июня. Затем эта тема в рамках «открытого правительства» стала обсуждаться экспертным советом при правительстве РФ по конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства.

«Деловая Россия» тогда, в частности, констатировала: количество дел по нарушениям закона «О рекламе» в 2013 году уже превысило число дел, заведенных в отношении хозяйствующих субъектов, возбужденных по нарушениям закона «О защите конкуренции», – 5,6 тыс. против 4,9 тыс. При этом, по мнению «Деловой России», растет число курьезных дел, которые «не способствуют повышению авторитета государственной власти».

«Деловая Россия» призывает отказаться сразу от нескольких типов дел по нарушениям рекламного законодательства. Во-первых, это так называемая защита рекламодателей от них самих же. Зачастую ФАС признает нарушением отсутствие сведений о предприятии в рекламном объявлении: контактного адреса или телефона. Очевидно, что такая реклама может причинить вред только самому рекламодателю, указывают в «Деловой России».

Во-вторых, «Деловая Россия» полагает, что ФАС чрезмерно усердна в защите нравственности и морали. Разбирая такие дела, чиновники измеряют глубину декольте или толкуют правила орфографии, напоминает организация в своем заключении. Например, реклама костромского такси «Тройка» – «Если в слове «хлеб» сделать четыре ошибки, то получится слово «такси» – по мнению ФАС, оскорбила хлеб.

В-третьих, запрещая некорректное сравнение с продукцией конкурента, служба зачастую защищает отдельных игроков рынка, считает «Деловая Россия». По ее мнению, рекламные войны вроде извечного соперничества между Coca-Cola и PepsiCo только способствуют развитию конкуренции. Чиновники же всячески пресекают даже намеки на чужие бренды. Реклама йогуртов Danone «Не надейся на чудо» была признана недобросовестной, поскольку у «Вимм-Биль-Данна» есть зарегистрированный товарный знак «Чудо».

«Деловая Россия» предлагает изменить закон «О рекламе», выведя из‑под его регулирования упомянутые виды рекламы. А уже после либерализации рекламного законодательства, по мнению организации, стоит рассмотреть варианты передачи полномочий по регулированию рекламной деятельности другим госструктурам. Например, контроль за исполнением закона «О рекламе» можно было бы передать в Роспотребнадзор или в отраслевые министерства и ведомства. В этом случае рекламу лекарств, к примеру, будет курировать Минздрав, финансовых услуг – ЦБ и т. д.

С таким предложением категорически не согласны представляющее интересы рекламодателей некоммерческое партнерство «Русбренд» и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). В своем заключении к предложениям по уточнению полномочий ФАС они напоминают, что в 1990‑е годы реклама регулировалась не единым федеральным законом, а множеством нормативно-правовых актов, за исполнением которых следили разные ведомства.

Предложения по «дроблению» функций ФАС в этой области настораживают «возможностью возврата к признанной порочной практике прошлого, потере накопленной экспертизы и, как следствие, возможному изменению рекламного ландшафта в стране», предупреждают «Русбренд» и АКАР.

Не поддерживает идею перераспределения полномочий ФАС по контролю за соблюдением рекламного законодательства в пользу других ведомств по отраслевому признаку и Минэкономразвития. Это следует из доклада министерства «об уточненных предложениях по структуре полномочий и ведения ФАС», отправленного в конце сентября в правительство (копия есть у РБК).

Андрей Кашеваров не стал комментировать предложения лишить службу полномочий в области рекламы. Он лишь напомнил, что Конституционный суд еще в ноябре 1997 года в своем постановлении № 4‑П констатировал: предписание федерального закона «О рекламе» реализуют положения Конституции РФ о запрете недобросовестной конкуренции. Тем самым рекламное законодательство напрямую связано с защитой конкуренции, которой и занимаются антимонопольные органы.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное