Новости

Никто не знает, на каком уровне остановится падение цен на нефть

Никто не знает, на каком уровне остановится падение цен на нефть, когда и насколько она опять подорожает, если это вообще случится. Но пока главная цена России высока настолько, что вряд ли стоит ждать перемен в экономической политике.

Максим Кваша

На прошлой неделе цены на нефть опускались ниже $83 за баррель. Не исключено, что отметка $80 падет до того, как номер "Денег" дойдет до читателей. С учетом того что еще четыре месяца назад Brent стоила $115, динамика пугающая. Разговоры же про то ли надвигающийся, то ли уже идущий кризис -- все настойчивее.

Что в каком-то смысле удивительно. Ведь нынешние цены на углеводороды, даже несмотря на очевидную просадку, правительственным чиновникам 1990-х и первой половины 2000-х могли присниться разве что в самых сладких снах. По тем меркам на Россию льется нескончаемый золотой дождь.

Можно еще сравнить, сколько нефть стоила в разные кризисные для России времена. 1986 год -- $14,5 в тогдашних ценах, $30,7 в нынешних. Это, впрочем, было ровно вдвое меньше, чем в 1985-м, что и потянуло за собой перестройку и прочие позднесоветские эксперименты на людях. 1992-й -- $19,3 и $32 соответственно. Ничего ужасного, кстати, если бы не одно печальное обстоятельство: нефтяные доходы тех лет растворялись почти бесследно. 1998-й -- $12,7 и $18,2. Это, конечно, была настоящая беда, особенно на фоне хронической неспособности тогдашних властей собирать налоги. 2008-й -- $97,3 и $105,2 (еще раз напомним, что речь идет о среднегодовых ценах). Тот кризис, в сущности, не был связан с нефтью, имелись две настоящие проблемы: перегрев экономики (который правительственные эксперты старательно замалчивали) и внезапная остановка (sudden stop) внешнего финансирования, отчасти связанная с ипотечным кризисом в США, а отчасти -- с событиями в Грузии.

Вспомним и то, что для России низкие цены на нефть обычно означают попытки серьезных реформ. 1992 год -- реформы Гайдара, захлебнувшиеся в болоте советской инерции. 1998-1999 годы -- правительство Примакова с, вероятно, самой успешной и одновременно недооцененной реформой -- стабилизацией бюджетной политики. А затем еще и начало 2000-х, когда правительство Касьянова хотя бы отчасти реализовало относительно либеральную программу Грефа. 2009-2010 годы -- после шока второй половины 2008-го правительство Путина в очередной раз пытается улучшить качество делового климата.

Напрашивается промежуточный вывод: шансов на радикальные реформы сейчас нет. Цены на нефть слишком высоки, властям слишком легко заменять решение долгосрочных проблем подачками, пусть и в грандиозных масштабах. А если, например, будет $60? В долларах 1998 года это $41,5 -- при таких ценах Кириенко и сейчас был бы премьером.

Разумеется, это чрезмерное упрощение: попытка изменить перераспределение нефтяной ренты чревата бурлением элит, беспокойством масс и вообще серьезным шоком для экономического и социального устройства страны. Между прочим, примерно столь же непредсказуемым, сколь и собственно виновница торжества -- цена на нефть. "Деньги" не устают повторять: в этих уравнениях слишком много неизвестных ("Скачки на нефтяных бочках", kommersant.ru/doc/1629391): технологии (сланцевая и глубоководная добыча, не говоря уже о локальных прорывах), политика (вечный блеф ОПЕК, возвращение Ирана на рынок, быстрое возобновление добычи в Ливии), экономика (выход США из политики количественного смягчения, риск замедления КНР и очередной рецессии в Европе).


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное