Новости

Правила игры в предотвращении кризисов чиновники так и не выучили

Правила игры в предотвращении кризисов чиновники так и не выучили, считает корреспондент отдела бизнеса Елизавета Кузнецова

Очередной кризис в авиаотрасли показал, что власти так и не сумели сформировать хоть сколько-нибудь действенные меры контроля над финансовым положением авиакомпаний и по-прежнему решают проблемы по мере их поступления. Вчера глава Росавиации Александр Нерадько направил авиакомпаниям, аэропортам, топливно-заправочным компаниям и ГК по организации воздушного движения телеграмму с отчаянным призывом не отказывать перевозчикам, обремененным долгами, в предоставлении услуг. В Росавиации опасаются отмены рейсов в период новогодних праздников.

После банкротств нескольких крупных перевозчиков в 2009 году, среди которых были AirUnion и "КД-авиа", власти, казалось, признали, что "желание развиваться в условиях растущего рынка привело к проведению рискованной политики". У авиакомпаний росли кредиты, "произошло опасное, несбалансированное сочетание заемных и собственных средств". Но, судя по всему, уроки кризиса остались невыученными.

Всю минувшую осень две крупные авиакомпании -- "Трансаэро" и "ЮТэйр" постоянно уведомляли правительство о трудностях, обращаясь с просьбами о поддержке. Причиной, по мнению компаний, стала ситуация на рынке: снижение международного пассажиропотока, рост курса валют и лизинговых платежей. Но, судя по финансовой отчетности перевозчиков, проблемы возникли не вчера, а многомиллиардные долги стабильно увеличивались и в предыдущие, более сытые годы. Видимо, компании рассчитывали на то, что их спасут из-за их "системообразующего" значения в отрасл. "ЮТэйр" пытается самостоятельно отбиться от многочисленных судебных исков, заверяя, что мер по оптимизации вполне достаточно, а компания "Трансаэро" решила пойти ва-банк, пригрозив в середине декабря приостановить полеты уже до конца года.

Исходя из посткризисной логики 2009 года коллапс должен был приучить чиновников к постоянному и реальному мониторингу финансового состояния авиакомпаний, чтобы заранее исключить остановку операционной деятельности и нарушения обязательств перед пассажирами. Пока авиационные власти сохраняют радужную тональность заявлений, уверяя, что новогодние перевозки пройдут без сбоев, и надеются, видимо, что "Титаник" российского авиарынка как-то избежит столкновения с айсбергом спада пассажиропотока в 2015 году. Правительство продолжает обсуждать "сильнодействующие инструменты" поддержки авиакомпаний вроде госгарантий по кредитам, но при этом настойчиво предлагает компаниям самим найти возможность обеспечить себе операционную безубыточность. Но оттягивание развязки вряд ли смягчит приговор. Если повторяется прежний сценарий кризиса, то в 2015 году надо ожидать изменения расклада сил на рынке и, возможно, его полной перестройки.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное