Новости

Поддержка с воздуха. Объем нового лизингового бизнеса в первом полугодии 2015 года сократился на треть

Объем нового лизингового бизнеса в первом полугодии 2015 года сократился на треть. От большего сжатия рынок удержал авиализинг, который останется точкой поддержки и во втором полугодии 2015-го, но не сможет компенсировать сокращение других сегментов.

За январь--июнь 2015 года объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 244 млрд руб., что почти на 30% меньше по сравнению с первым полугодием 2014 года. Сумма новых договоров лизинга продемонстрировала аналогичное сокращение и составила 348 млрд руб. в первой половине 2015 года. По мнению агентства, более сильного снижения суммы новых договоров лизинга не случилось из-за роста стоимости средней лизинговой сделки (с 5,5 млн руб. за первое полугодие 2014-го до 6,5 млн руб. за первые полгода 2015-го) вследствие удорожания фондирования и роста суммы сделок по авиализингу.

Сокращение суммы новых договоров отразилось на лизинговом портфеле, который перестал расти и составил 2,9 трлн руб. на 1 июля 2015 года. Помимо этого объем полученных лизинговых платежей превысил объем профинансированных средств за первые шесть месяцев 2015 года на 38%. Стоит отметить, что похожая ситуация была характерна для рынка в первой половине 2009 года, по итогам которого портфель продемонстрировал сокращение.

Укрепление госпозиций

Первую и вторую позицию в топ-3 лизингодателей, как и годом ранее, заняли "ВЭБ-лизинг" и "ВТБ Лизинг" соответственно, на третье место вышел "Сбербанк Лизинг". В совокупности доля тройки лидеров, как и годом ранее, составила около 40% всего объема нового бизнеса.

Концентрация рынка на крупнейшем лизингодателе в первом полугодии 2015 года снизилась с 20% до 14% нового бизнеса. На долю десяти крупнейших компаний пришлось около 67% нового бизнеса (в первом полугодии 2014 года -- 65%).

Среди топ-10 положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали только "Сбербанк Лизинг" и ГТЛК. Если у первой компании высокие положительные темпы прироста связаны с эффектом низкой базы (на первое полугодие в 2014 году пришлось менее 25% годового нового бизнеса лизингодателя), то у второй -- за счет реализации крупной сделки по поставке магистральных воздушных судов авиакомпании "Аэрофлот" (на авиационный транспорт пришлось около 97% нового бизнеса лизингодателя за январь--июнь 2015 года).

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний выросла на 8 п. п.  и составила около 55%.

Подобная ситуация была на рынке лизинга в первой половине 2011-го и 2012 году, тогда больше половины нового бизнеса приходилось на ж/д-сегмент, в котором значительная часть сделок (более 60%) приходится на госкомпании.

Текущий рост доли компаний с госучастием связан с укреплением их позиций в розничных сегментах и рядом крупных сделок по передаче в аренду воздушных судов. Из-за высокого порога вхождения и специализированных работ частные лизинговые компании не работают в авиасегменте.

Авиаподдержка

В целом по рынку положительные темпы прироста продемонстрировали только три сегмента: оборудование для ЖКХ, энергетическое оборудование, а также медицинская техника и фармацевтическое оборудование. Наибольшую долю в структуре нового бизнеса среди данных сегментов удалось нарастить оборудованию для ЖКХ за счет крупных сделок "Сбербанк Лизинга" с ГБУ Москвы "Автомобильные дороги".

Крупнейший сегмент в структуре нового бизнеса за первое полугодие 2015 года -- автолизинг -- нарастил долю до 34% (годом ранее -- 31%). Однако, несмотря на рост доли автосегмента (из-за сжатия лизингового рынка), в стоимостном выражении объем автолизинга сократился на 21,4%. Похожая ситуация и с авиасегментом: доля в структуре нового бизнеса выросла с 17% до 22,6% при снижении абсолютного объема на 5,6%. Незначительное сокращение авиасегмента оказало поддержку рынку лизинга (см. график 2), без учета которой падение нового бизнеса составило бы 38%.

Во втором полугодии текущего года авиасегмент продолжит поддерживать рынок лизинга, в том числе за счет субсидий в рамках госпрограммы по развитию российского авиапрома. Однако даже реализация части твердых авиадоговоров, подписанных в рамках авиасалона МАКС-2015, не сможет компенсировать сокращение объема нового бизнеса в 2015 году.

Из-за крупных сделок по передаче воздушных судов в аренду и существенного сокращения остальных сегментов рынка доля оперативного лизинга в структуре нового бизнеса достигла 17% (годом ранее была не более 10%).

Объем нового бизнеса ж/д сегмента, в котором также востребован оперлизинг, упал на 38,1% в первом полугодии 2015 года, а его доля сократилась с 22,0% до 19,2%. По сравнению с первой половиной 2014 года произошло снижение доли строительной и дорожно-строительной техники на 5,2 п. п. (что обусловлено, в частности, значительным объемом сделок "ВТБ Лизинга" годом ранее).

Не удержаться от падения

Согласно негативному (базовому) прогнозу RAEX ("Эксперта РА"), новый бизнес составит в 2015 году около 510 млрд руб.

Усиление кризисных явлений в ж/д отрасли может привести к падению сегмента на 45%. В авиасегменте также продолжится сжатие объема нового бизнеса, но за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов сокращение объема авиатехники на рынке лизинга будет меньше (около 15%, без господдержки сжатие сегмента было бы не менее 30%).

Негативные тенденции в автолизинге будут усиливаться и во втором полугодии 2015 года, в результате данный сегмент сократится на 15%.

Так, продажи новых легковых и легковых коммерческих автомобилей в августе сократились на 19,4%*, несмотря на укрепление позиций автомобилей российского производства. Сжатие прочих сегментов рынка составит около 25%.

"Предпосылок к восстановлению рынка во втором полугодии нет. Мы прогнозируем стагнацию во всех сегментах. Более или менее уверенно себя чувствуют сегменты легкового, грузового и коммерческого автомобильного транспорта. Основной упор лизинговые компании будут делать на работе с дебиторской задолженностью и реализации изъятой техники",

-- отмечает Владимир Добровольский.

РУСЛАН КОРШУНОВ, ведущий аналитик RAEX ("Эксперт РА")

Индикаторы развития рынка лизинга
 


Показатели

2011
1-е пол.
2012

2012
1-е
пол.
2013

2013
1-е пол.
2014

2014
1-е пол.
2015
Объем нового бизнеса (стоимости
имущества; млрд руб.),
741 384,5 770 353 783 344 680 244
Сумма новых договоров лизинга
(млрд руб.)
1 300 712 1 320 594 1 300 505 1000 348
Объем полученных лизинговых
платежей (млрд руб.)
540 275 560 330 650 300 690 340
Объем профинансированных средств
(млрд руб.)
737 290 640 290 780 295 660 246
Совокупный портфель лизинговых
компаний (млрд руб.)
1 860 2 100 2 530 2 470 2 900 2 840 3200 2900
Доля лизинга в ВВП (%) 2,3 - 2,1 - 1,9 - 1,0 -
Индекс розничности, %[1] 23,0 23,5 28,0 31,0 35,0 43,0 43,9 42,2

[1] Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается RAEX ("Эксперт РА") как суммарная доля "розничных" сегментов в объеме нового бизнеса. К "розничным" сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.

Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2015 года


Место по новому
бизнесу (стоимости
имущества)

Компания
 

Рейтинг
кредитоспособн
ости RAEX
("Эксперт
РА")*
 

Объем нового
бизнеса в 1-м
пол. 2015 года
(млн руб.)
 

В том числе
оперативный
лизинг /аренда
(млн руб.)
 

Сумма новых
договоров
финансового и
оперативного
лизинга за 1-е
пол. 2015 года
(млн руб.)
 

Текущий портфель
(млн руб.)

Место по
портфелю на
01.07.15
 

Объем
полученных
лизинговых
платежей на
01.07.15 (млн
руб.)
 

Место по
полученным
платежам
 
01.07.
2015
01.07.
2014
01.07.
2015
01.07.
2014
1 1 "ВЭБ-лизинг"   33 247,0   53 174,5     1 49 364,0 1
              708 826,2 640 023,7      
2 2 "ВТБ Лизинг"   32 553,0   43 830,4     2 37 793,4 2
              417 019,3 372 645,3      
3 5 СБЕРБАНК ЛИЗИНГ (ГК) A++ 28 694,3   54 989,3     3 18 988,4 3
          -   342 147,7 233 633,7      
4 8 Государственная   27 348,6 26 863,8 27 348,6     5 8 565,1 6
    транспортная лизинговая
компания
        187 236,5 139 335,8      
5 3 "Европлан"   9 888,0   н/д     7    
              42 825,6 53 016,7   - -
6 9 "Балтийский лизинг" (ГК)   8 236,2   12 651,0     8 11 125,8 5
              28 997,8 30 418,1      
7 12 "Сименс Финанс"   6 401,5   9 543,0     11    
          -   22 622,2 21 010,0   - -
8 10 "CARCADE Лизинг"  A+ (II)  6 035,6   9 664,4     9 12 600,2 4
          -   24 229,2 23 740,4      
9 4 "ТрансФин-М"  A+ (II)  5 607,6 4 449,4 7 253,7     4 5 840,1 8
              246 146,9 226 293,9      
10 7 "РЕЙЛ1520" (ГК)  A+ (III)  4 347,0 4 347,0 3 348,0     10    
              23 175,0 24 923,0   - -
11 13 "РЕСО-Лизинг"  A+ (II)  4 064,0   6 343,8     14 5 156,0 9
              15 047,6 14 691,4      
12 22 КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК)   3 873,0 1 093,7 6 241,9     25 2 870,1 15
              8 035,2 5 433,7      
13 23 "МКБ-лизинг"  A+ (I)  3 755,0   4 692,0     15 2 342,0 19
              13 659,0 11 857,0      
14 29 "Транслизинг-сервис"   3 645,0 3 645,0 487,0     33 799,0 33
              3 873,0 4 269,0      
15 16 СТОУН-XXI (ГК)  A (I)  2 626,0   4 143,0     22 4 574,0 10
          -   8 552,0 9 077,7      
16 21 "Система Лизинг 24"   2 570,8   3 962,9     17 2 588,2 17
              11 817,1 10 346,3      
17 18 "ЮниКредит Лизинг" и "Локат A++ 2 037,9   3 014,2     13 4 260,3 11
    Лизинг Руссия"     -   17 565,6 15 550,3      
18 - "Металлинвестлизинг"   1 449,7   2 061,9   н/д 21 2 534,8 18
          -   8 629,7        
19 52 "Мэйджор Лизинг"   1 446,5 556,1 2 598,5     29 1 008,6 31
              5 993,1 1 384,7      
20 62 "Северная Венеция" (ГК)   1 296,3 15,1 2 491,7     18 3 124,0 14
              11 559,1 8 493,6      
21 31 "Ураллизинг"   1 240,6   1 240,6     34 1 722,5 23
          -   3 643,6 3 935,3      
22 28 "Фольксваген Груп Финанц"   1 164,9   1 899,2     31 1 728,5 22
              4 458,8 4 169,0      
23 15 "Элемент Лизинг"  A+ (III)  1 110,0   1 110,0     20 4 062,0 12
          -   9 232,3 12 584,3      
24 27 Универсальная лизинговая   1 059,0 9,0 1 893,0     26 2 278,0 20
    компания         7 097,0 7 503,0      
25 37 ЗЕСТ (ГК)   946,4   1 835,1     16 1 705,0 24
          -   13 029,2 11 297,6      
26 42 СОЛЛЕРС-ФИНАНС   815,1   1 295,0     42 707,4 36
          -   2 599,7 2 910,2      
27 19 "Интерлизинг" (ГК)   812,8   1 252,4     19 3 829,0 13
          -   11 325,1 15 047,4      
28 49 Сибирская лизинговая   765,5   1 195,3     27 1 592,8 25
    компания     -   6 218,3 11 836,6      
29 38 Лизинговая компания  A+ (III)  762,4   1 213,3     37 1 136,0 28
    "Дельта"     -   3 147,5 3 377,2      
30 48 "ЧелИндЛизинг" (ГК)   642,1   969,2     39 772,1 35
          -   2 832,3 3 497,0      
31 33 "Альянс-Лизинг"  A+ (II)  638,0 10,9 974,0     36 1 271,8 27
              3 180,6 4 374,8      
32 53 "Лизинг-Трейд"   539,0   821,0     45 657,0 38
              2 066,0 1 960,7      
33 14 "Альфа-Лизинг" (ГК)   481,9   841,5     6 7 124,0 7
          -   68 959,3 74 365,2      
34 41 "Эксперт-Лизинг"   433,0   676,0     47    
    (Челябинск)     -   1 872,0 2 545,5   - -
35 - "Восток-Лизинг"   430,6   645,7   н/д 49 653,5 39
          -   1 684,9        
36 57 ЛИЗФАЙНЭНС  A (I)  406,3   706,5     46 586,9 41
          -   2 010,3 1 655,5      
37 81 "Гознак-лизинг"  A (II)  401,0   754,0     30 385,0 46
          -   4 809,0 2 882,4      
38 47 "Банк Интеза" и "Интеза   321,9   482,9     48 588,1 40
    Лизинг"     -   1 735,8 2 090,0      
39 50 Объединенная лизинговая  A+ (II)  288,9   531,2     40 533,0 42
    компания     -   2 702,6 2 509,7      
40 61 "ЯрКамп Лизинг"   259,0 98,0 512,0     43 796,9 34
              2 470,0 3 817,3  

Рэнкинг лизингодателей в соответствии с МСФО за 2014 год


Место по
выручке
за 2014
г.

Место по
выручке
за 2013
г.

Наименование ЛК
Выручка от
лизинга
(Finance
leases
income), млн
руб.

Темпы
прироста
выручки
2014/2013
Собственный
капитал (Total
equity / Total
shareholders
equity), млн
руб.
Темпы
прироста
собственного
капитала
2014/2013
Чистые инвестиции
в лизинг (Net
investment in
finance leases
(Long term + Short
term), млн руб.
Темпы
прироста
чистых
инвестиций
в лизинг
2014/2013
Итого
активы
(Total
assets),
млн руб.
1 1 "ВЭБ-лизинг"   28,5% 25 597,4 4,5%   63,6%  
      33 842,4       383 186,2   509 285,2
2 2 "ВТБ Лизинг"   28,9% 22 831,0 0,2%   28,6%  
      32 933,0       277 790,0   319 783,0
3 3 СБЕРБАНК ЛИЗИНГ   14,2% 1 629,5 -66,5%   36,6%  
    (ГК) 13 691,3       141 857,3   175 517,4
4 9 РЕЙЛ1520 (ГК)   355,3% 8 381,0 51,3% н.д. н.д.  
      12 584,0           73 470,0
5 6 "ТрансФин-М"   53,9% 10 102,0 54,7%   37,5%  
      9 727,0       76 004,0   96 446,0
6 4 "Европлан"   5,5% 10 250,0 52,0%   16,9% н.д.
      8 119,3       35 114,5    
7 5 Государственная   15,6% 10 458,0 1,7%   4,2%  
    транспортная
лизинговая компания
7 961,0       55 600,0   97 086,0
8 8 "Балтийский лизинг"   18,4% 2 933,0 24,5%   10,6%  
    (ГК) 3 727,0       19 146,0   22 575,0
9 14 "CARCADE Лизинг"   98,6% 3 046,1 1,0%   4,2%  
      3 272,0       17 895,0   21 749,1
10 10 "РЕСО-Лизинг"   12,7% 4 184,0 53,6%   22,0%  
      2 352,0       11 013,0   15 227,

 

* По данным Ассоциации европейского бизнеса.
** По данным Росстата, за январь--июнь 2015 года инвестиции упали на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное