Новости

"Добрый медведь" уходит в спячку. Бренды "Статус-групп" начали терять рыночную долю 

Визит ФСБ и ФНС на кабардинские заводы, выпускавшие водку для компании "Статус-групп", не прошел бесследно для последней. В феврале-марте марки ее водки "Добрый медведь", "Калина красная" и "Старая марка", продажи которых неуклонно росли в течение 2015 года и в итоге заняли три из пяти мест среди самых продаваемых в России брендов, стали терять рыночную долю. 

После остановки заводов в Кабардино-Балкарии бренды "Статус-групп" начали терять в продажах, следует из данных Nielsen, предоставленных "Ъ" несколькими водочными производителями. Так, в феврале-марте доля "Доброго медведя" снизилась до 3,39%, "Калины красной" -- до 3,24%, "Старой марки" -- до 3,03%. "Статус-групп" пыталась компенсировать выпавшие объемы, но неудачно. "Татспиртпром", с которым она вела переговоры о розливе, отказался от контракта. Выпускать "Калину красную" и "Старую марку" с конца февраля начали осетинские предприятия ЛВЗ "Правобережный" и "Ракурс", но, по словам руководителя крупной дистрибуторской компании, объем недопоставки по этим водкам составляет с тех пор 70-80%. 

Водки "Статус-групп", которые компания продавала на уровне предельно разрешенной государством минимальной розничной цены (МРЦ) 185 руб. за 0,5 л, достигли пиковых значений продаж в январе 2016 года, показывают данные Nielsen. Доля марки "Добрый медведь" в объемном выражении выросла за весь прошлый год с 1,15% до 4,02%, марки "Калина красная" -- с 1,02% до 3,72%, "Старой марки" -- с 1,18% до 3,28%. Все три марки на начало 2016 года были в пятерке самых продаваемых брендов (второе, четвертое и пятое места соответственно). 

Но уже в феврале группа заводов в Кабардино-Балкарии, производивших водки для "Статуса", лишилась лицензии после того, как ФСБ и ФНС провели на них оперативные мероприятия. Поводом для этого стали используемые предприятиями схемы по уклонению от уплаты акциза, на который приходится 100 руб. в себестоимости бутылки водки. Именно за счет этого "Статус-групп" была, по сути, единственным игроком рынка, который мог продавать водку на уровне МРЦ. Источник в отрасли говорит, что кабардинским предприятиям доначислено уже около 35 млрд руб. неуплаченных акцизов. В "Статус-групп" получить комментарий не удалось. 

Как указывала в своей отчетности за 2015 год компания Roust (водки "Зеленая марка", "Ямская"), давление со стороны властей на "Статус-групп" дает основания ожидать восстановления продаж водки в массовом сегменте. Их падение во втором полугодии 2015 года компания связывала как раз с "атакой" дешевой продукции "Статус-групп". На прошлой неделе Roust в отчете сообщила, что уже со второго квартала этого года заметила признаки улучшения в динамике заказов. 

Из имеющихся у "Ъ" данных Росстата видно, что в апреле производство водки в России выросло на 30,4% до 6,5 млн дал, а в целом за первые четыре месяца года -- на 3,9% до 16,5 млн дал. "Ситуация со "Статусом" могла повлиять на этот результат -- в дальнейшем мы ожидаем еще большего положительного эффекта с точки зрения роста легального производства",-- говорит топ-менеджер водочной компании. 

Олег Трутнев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное