Новости

Наталия Орлова, Альфа-Банк: «Правительству и ЦБ нужно оказаться на ‘одной волне’»

Главный экономист Альфа-Банка, руководитель центра макроэкономического анализа Наталия Орлова рассказала SIA.RU о положении вещей в российской экономике и перспективах ее развития.

Про валютные депозиты. Доля валютных депозитов особенно не поменялась: они как выросли к середине прошлого года, так и остались на этих номинальных уровнях. У компаний до сих пор есть необходимость сохранять валютные депозиты под внешний долг. Физические лица в 2015 году возвращали в банки валюту, которую до этого держали в «чулках». Но сейчас прирост депозитной базы осуществляется в основном за счет рублевых сбережений.

Я думаю, на ближайшие 1,5-2 года с курсом не будет происходить ничего драматичного, и уровень «долларизации» будет естественным образом сокращаться.

Про рост зарплат. Уже сейчас, до бюджетного стимулирования, наблюдается очень существенный рост зарплат (на 7%) в экономике, что достаточно неожиданно. Это очень сильный индикатор того, что в стране не хватает трудовых ресурсов, и даже стабилизация экономических индикаторов заставляет компанию повышать зарплату сотрудникам. Конечно, в основном повышение идет в экспортно-ориентированных сегментах.

Разумеется, если растут зарплаты, то это создает инфляционный риск. Это проблема для ЦБ, потому что ЦБ и так беспокоится об индексации пенсии, бюджетной политике и т.д. А сейчас это происходит еще без всякого бюджетного стимулирования. Однако я считаю, что ключевая процентная ставка останется на уровне выше 10%.

Про инфляцию. Самая большая проблема с 4%-м ориентиром, заключается в том, что в долгосрочных прогнозах правительства четырехпроцентная инфляция прогнозируется только на 2019 год. То есть мнения ЦБ и правительства на этот счет часто расходятся.

Поэтому было бы неплохо, если бы при принятии решений, влияющих на инфляцию, эти два ведомства были «на одной волне».

В момент девальвации инфляция, конечно, сильно выросла. И у нас, действительно, в прошлом году инфляция в среднем была 16%, поэтому, конечно, все реальные показатели доходов населения были в сильно отрицательной зоне. Если вы обратили внимание, то сейчас рост зарплат – 7%, а инфляция – 7,3%, то есть, грубо говоря, мы уже в нуле. Тем самым мы разово потеряли покупательную способность, но это не значит, что мы ее дальше теряем.

Кризис прошел, объем потребления сжался. Девальвационные риски в период электорального цикла будут только накапливаться. После 2018 года нужно будет снова ослабить валютный курс, чтобы снизить у потребителей покупательную способность.

Про трудовые ресурсы. С 2009 года в стране не происходит роста трудовых ресурсов. Трудоспособное население составляет 76 млн человек и больше не растет.

Поэтому даже несмотря на то, что экономика «просела», в стране, по большому счету, нет свободных трудовых ресурсов, которые можно было бы задействовать.

Кроме того, имеет место проблема профессий, т.е. какие-то сегменты становятся менее востребованными, там высвобождаются трудовые ресурсы, и они не могут сразу конвертироваться в другие сектора. Поэтому компании, чтобы хоть как-то удержать специалистов или найти новых, вынуждены конкурировать на фоне повышения зарплат. Уровень безработицы в стране не превышает 6%. И это сигнал, что у нас есть проблемы с предложением на рынке труда.

Про структурные реформы. Среди экономистов есть мнение, что нужны структурные реформы. В принципе нет большой проблемы с бюджетом, нет большой проблемы с монетарной политикой, у нас просто нет структурных реформ. И, мне кажется, позиции Кудрина и Улюкаева в этом смысле сходятся. Дальше возникает вопрос, а есть ли у них полномочия и какие-то реальные предложения, которые бы «тянули» на эти структурные реформы? Главная проблема этих структурных ограничений – отсутствие конкуренции. Если уровень конкуренции не вырастет, говорить о каких-то структурных трансформациях очень сложно. И это досадно!

Девальвация сейчас произошла очень большая, можно было бы это использовать для того, чтобы в какие-то страны начать экспортировать.

Про пенсии. В госсекторе уже два года нет индексации зарплат, пенсии будут в этом плане «лакмусовыми бумажками», потому что по закону нужно индексировать пенсии на инфляцию прошлого года. У меня есть большие сомнения, что власти смогут оставить индексацию на 4%-м уровне. Наверное, ближе к концу года, они будут обсуждать этот вопрос, и, скорее всего, будет такой расклад: если цены на нефть продолжат расти, в правительстве увидят, что ситуация с бюджетом лучше, чем планировалось, и что нужно как-то компенсировать населению те убытки, которые оно понесло.

Про ВВП. Сейчас идет волна на улучшение прогнозов, потому что цены на нефть растут. Месяц назад наш прогноз по ВВП был -1,5% на этот год, сейчас -0,3% и, я думаю, что скоро показатель будет около нуля. Сейчас вышла статистика за первый квартал: Росстат дал цифру -1,2%. Это значит, что за второй квартал у нас будет примерно -0,5%, а во втором полугодии уже будет экономический рост, даже если он будет небольшой. Если, как я рассказываю, будет увеличение расходов, то в следующем году мы сможем увидеть 2-3% экономического роста.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное