Новости

К чему приведет резкий рост цен на уголь

Угольная отрасль, последние годы находившаяся в "красной зоне" у банкиров и инвесторов из-за низких цен на сырье и череды громких банкротств, испытывает небывалый подъем. Из-за ограничений на добычу в Китае и недостаточного предложения на мировом рынке металлургический уголь подорожал в четыре раза, энергетический — вдвое. Но участники рынка ждут серьезной коррекции цен уже в 2017 году, и перспективы запуска новых крупных проектов в отрасли на фоне нынешнего подъема сомнительны.

В феврале власти Китая, крупнейшего мирового игрока на металлургическом и угольном рынках, объявили о радикальном сокращении в этих секторах до 2020 года. В стране с ежегодным выпуском 800-820 млн тонн стали, то есть половиной мирового производства, должны быть закрыты мощности на 150 млн тонн, а сокращение в угле должно составить 500 млн тонн при годовой добыче 3-4 млрд тонн. Еще 500 млн тонн угольных мощностей планируется "консолидировать", что может подразумевать их дальнейшее сокращение. Плюс до этого Пекин уже ввел запрет на строительство новых угольных мощностей до 2019 год.

Сначала рынок реагировал на новости сдержанно: с марта по апрель цены на австралийский коксующийся уголь (hard coking coal, HCC), бенчмарк в отрасли, выросли на 25%, до $100 за тонну, но уже к концу мая вернулись на уровень чуть больше $80. 

"Когда в августе--сентябре начинался рост цен, на рынке была эйфория, но всех ключевых факторов и как долго это продлится, никто до конца не осознавал",— говорит один из источников "Ъ" в отрасли. По его словам, первое, что всем приходило в голову — Китай: план сократить по году 250 млн тонн производства угля к началу октября был выполнен на 80%. "Это чувствительный объем для мирового рынка морской торговли металлургическим углем (seaborn), составляющего около 300 млн тонн в год",— поясняет собеседник "Ъ". Но были и другие факторы, спровоцировавшие дефицит, отмечают угольщики.

Никто не расширялся

Вице-президент, руководитель угольного дивизиона Evraz Сергей Степанов вторым по значимости фактором считает сохранение низких цен на металлургический уголь в течение последних четырех лет, в результате чего все основные экспортеры (AngloAmerican, Glencore, BHP Billiton) сокращали активы, сохраняя и раскачивая только наиболее эффективные. "Отрасль сильно недоинвестирована в глобальных масштабах, крупные проекты отложены, многие шахты буквально выживали, никто не вкладывался в расширение производства и модернизацию",— согласен заместитель финансового директора "Колмара" Аркадий Островский.

Есть и крайне важная третья группа факторов, отмечает Сергей Степанов: это форс-мажор в Австралии на шахтах South 32 и AngloAmerican и сильные дожди в Китае, а также неожиданное отсутствие свободных вагонов в России. 

Недостаточное предложение на рынке и вызвало рост цен, говорят угольщики. "Снижение поставок из Австралии сразу отразилось на Японии, традиционно закупающей там уголь, в результате Япония и Китай развернули настоящую ценовую войну за сырье",— говорит источник "Ъ" в отрасли. Рост цен в "узком сегменте" HCC провоцирует и Индия, которая с апреля начала активно наращивать импорт, поскольку несколько меткомбинатов в стране, включая завод ArcelorMittal, работают только на самых лучших австралийских марках, указывает Сергей Степанов.

Аналогичная ситуация и на рынке энергетического угля, цены на который выросли вдвое, до $80-100 за тонну в зависимости от базиса поставки. Директор по стратегии СУЭК (крупнейшая угольная компания РФ с производством 97,8 млн тонн в 2015 году) Владимир Тузов отмечает, что объемы морской торговли энергоуглем, достигающие, по разным оценкам, 0,9-1 млрд тонн, непрерывно росли с начала 2000-х годов, но в 2015 году начался спад в потреблении, и рынок просел примерно на 5%. В результате падения цен и спроса отдельные производители в 2015-2016 годах начали закрываться.

Российские угольщики не спешили наращивать объемы: за январь--октябрь добыча угля в стране увеличилась всего на 4,9%, до 317 млн тонн (данные Росстата). А февральская авария на шахте Северная "Воркутаугля" (входит в "Северсталь") убрала с рынка около 3 млн тонн коксующегося угля. Заметно подняли добычу только СУЭК (на 12%, до 87,3 млн тонн) и Evraz (на 8%, до 17,9 млн тонн), тогда как СДС и "Мечел" снизили ее на 4,3% и 2%соответственно.  Источники "Ъ" в отрасли говорят, что компании стараются воспользоваться хорошей конъюнктурой и нарастить экспорт, оперативно меняя структуру отгрузок и иногда даже торгуя сторонним углем — у ряда мелких и средних игроков ограничен доступ к экспортной инфраструктуре.

"Россия, на мой взгляд, готова дать больше угля, вопрос, как ни банально это звучит, в вагонах. При их наличии и нормальной ситуации на железной дороге любая крупная российская компания прямо сейчас может увеличить поставки примерно на 15%",— говорит Сергей Степанов. Сейчас, по его словам, сложилась уникальная ситуация, когда экспортные продажи стали рентабельнее внутренних. Но в среднесрочной перспективе есть вопросы, указывает он: например, угля самых ценных марок "К" и "Ж" очень мало, если запускать почти построенные шахты или новые лавы на действующих объектах, то это займет около года. "По шахтам с этими марками самые высокие затраты: как правило, это самые низкопроизводительные шахты с самым высоким уровнем газа. И цена ниже $120 за тонну даже в России делает добычу самых ценных марок бессмысленной",— отмечает топ-менеджер.

"Китай меняет политику — и все переворачивается с ног на голову, поэтому долгосрочные инвестиции в уголь сейчас выглядят крайне ненадежной темой. Наверное, для банков и фондов еще не время пересматривать свою инвестиционную политику по отрасли",— говорит Сергей Степанов.

Как рост цен на уголь влияет на металлургов

Доля проката в себестоимости конечной продукции не превышает 10%. Если предположить, что потребители смогут выдержать рост доли стали в себестоимости с 10% до 20%, это означает, что при росте контрактных цен на $100 и спотовых — на $200 возможность удорожания сохраняется, указывает главный экономист управления корпоративной стратегии "Северстали" Павел Воробьев. В "Колмаре" считают, что предел по цене металлургического угля с учетом удорожания конечной продукции — $400 за тонну. "Коррекция на рынке возможна во втором-третьем квартале 2017 года, потому что на первый квартал с учетом текущего спота benchmark будет, безусловно, выше цен четвертого квартала",— уточняет другой угольщик.

Но другие игроки ожидают, что ценовое ралли может скоро закончиться. В ММК считают возможным снижение цен уже в первом квартале 2017 года. "Я не верю в сохранение квартальных цен на уровне спотовых — такое может быть только при развитии самого негативного сценария",— говорит Сергей Степанов. Не спешит приступать к разработке своего Усинского угольного месторождения и НЛМК, где считают, что рост цен "не имеет долгосрочной и фундаментальной основы". 

Анатолий Джумайло


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное