В 2016 году в железнодорожной отрасли обострилась конкурентная борьба. Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина по итогам 2016 года уступила лидерство по объему парка в управлении Федеральной грузовой компании (ФГК, входит в ОАО РЖД). ФГК заняла и первое место по грузообороту, но ПГК остается первой по объему перевозок и выручке, а также по парку в собственности. Заметно нарастили свои позиции новые игроки -- Первая тяжеловесная компания Сергея Генералова и "ТФМ Оператор".
Лидерство среди российских железнодорожных операторов сохраняет ПГК Владимира Лисина, хотя ФГК теснит ее по ряду позиций, следует из рейтинга INFOLINE Rail Russia TOP за 2016 год. Место в нем присваивается по сумме показателей, приоритетными считаются объем парка в управлении и перевозки (учитывается также парк в собственности, выручка за вычетом тарифа ОАО РЖД, грузооборот). По итогам года ФГК, взявшая в аренду парк "УВЗ-Логистики" и 16 тыс. вагонов у "ВЭБ-лизинга", впервые стала лидером по объему парка в управлении с 154 тыс. вагонов (в компании говорят, что ее доля в российском парке -- 14,5%, в СНГ --10,1%). А лидировавшая много лет ПГК утратила позиции после списания 45,5 тыс. вагонов в 2016 году.
В ПГК отмечают, что пересмотрели подходы, сделав ставку на повышение производительности парка. "В 2016 году оборот вагонов сократился с 15 до 12,7 суток, мы ставим цель довести его до 12,5 суток,-- говорят там.-- Таким образом, меньшим числом активов мы выполняем больший объем работ".
ФГК -- лидер и по грузообороту, выросшему на 14,2%, до 364 млрд т км, доля ПГК сократилась на 14,5%, до 309 млрд т км. Но ПГК удержала первое место по перевозкам (189 млн тонн), хотя они и упали на 10,5%, так что с ней сблизилась ФГК, нарастившая перевозки на 10,6%, до 183,1 млн тонн. По мнению авторов рейтинга ("Infoline-Аналитика"), опережение по грузообороту демонстрирует зависимость ФГК от маловыгодных экспортных перевозок угля.
В рейтинге появились и новые крупные игроки -- Первая тяжеловесная компания Сергея Генералова, консолидировавшая "Нитрохимпром" и "Восток1520" (по парку в управлении и перевозкам -- 13-е и 11-е места). Также вчетверо вырос парк в управлении "ТФМ Оператора", учрежденного "Трансфин-М".
"В 2017 году по уровню доходности "золотой сегмент" -- это полувагоны, в котором активно идет консолидация",-- говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его мнению, этот период продлится как минимум до конца года, но уже в 2018 году на фоне роста закупок полувагонов и сокращения списания неизбежно снижение арендных ставок и доходности. В этом сегменте есть перекос, отмечает эксперт, покупают в основном инновагоны, но их избегают отдавать под некоторые грузы или маршруты (под щебень или грейферную разгрузку в портах). По мнению ФГК, дефицит вагонов нивелируется уже в 2018 году, будет происходить коррекция ставок, а основной упор в конкурентной борьбе будет сделан на комплексность услуг. По расчетам Института исследования проблем железнодорожного транспорта, ждать падения ставки пока не стоит -- при росте грузовой базы и дальности ставка до конца года достигнет 2 тыс. руб. за вагон в сутки.
Наталья Скорлыгина
Tоп-20 крупнейших железнодорожных операторов РФ в 2016 году
Источник: Infoline Rail Russia Tор
Место в рейтинге | Перевозки (млн тонн) | Грузооборот (млрд тонно-километров) | Число вагонов в управлении (тыс.шт.) | Выручка (место) | ||
2016 | 2015 | |||||
UCL Rail (ПГК) | 1 | 1 | 188,8 | 308,8 | 129,7 | 1 |
ФГК | 2 | 2 | 183,1 | 364 | 154 | 3 |
Globaltrans | 3 | 3 | 92,5 | 160,7 | 57,1 | 4 |
"Нефтетранссервис" | 4 | 4 | 99,6 | 194,8 | 56,1 | 5 |
"Трансойл" | 5 | 5 | 61,8 | 103,3 | 41 | 2 |
РТК | 6 | 6 | 42,3 | 55 | 44 | 9 |
СУЭК | 7 | 10 | 36,4 | 90,9 | 29 | - |
"Газпромтранс" | 8 | 8 | 28,2 | 53,5 | 31,4 | 6 |
"ЛУКОЙЛ-Транс" | 9 | 9 | 23,5 | 29,4 | 21,8 | 8 |
"Новотранс" | 10 | 11 | 36,9 | 130,8 | 28,3 | 19 |
"СГ-транс" | 11 | 12 | 16 | 28,8 | 13,8 | 11 |
Первая тяжеловесная компания | 12 | 23 | 22,7 | 99,8 | 19,6 | 21 |
УГМК | 13 | 14 | 18,7 | 59,7 | 14,9 | - |
"ТФМ Оператор" | 14 | 66 | 16,3 | 24,6 | 14,1 | - |
"Рэйлтрансхолдинг" | 15 | 25 | 16,3 | 33,9 | 8,9 | 26 |
"СИБУР-Транс" | 16 | 17 | 9,7 | 21,9 | 20 | 7 |
"Трансконтейнер" | 17 | 16 | 13 | 50 | 23,2 | 28 |
"РН-Транс" | 18 | 24 | 9,5 | 17,5 | 13 | 10 |
"Совфрахт" | 19 | 19 | 17,8 | 40,9 | 14,8 | - |
"ИСР Транс" | 20 | 20 | 15,1 | 18,6 | 6,9 | 14 |