Новости

Кто есть кто на рынке железнодорожных перевозок? Составлен рейтинг крупнейших операторов РФ в 2016 году

В 2016 году в железнодорожной отрасли обострилась конкурентная борьба. Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина по итогам 2016 года уступила лидерство по объему парка в управлении Федеральной грузовой компании (ФГК, входит в ОАО РЖД). ФГК заняла и первое место по грузообороту, но ПГК остается первой по объему перевозок и выручке, а также по парку в собственности. Заметно нарастили свои позиции новые игроки -- Первая тяжеловесная компания Сергея Генералова и "ТФМ Оператор".

Лидерство среди российских железнодорожных операторов сохраняет ПГК Владимира Лисина, хотя ФГК теснит ее по ряду позиций, следует из рейтинга INFOLINE Rail Russia TOP за 2016 год. Место в нем присваивается по сумме показателей, приоритетными считаются объем парка в управлении и перевозки (учитывается также парк в собственности, выручка за вычетом тарифа ОАО РЖД, грузооборот). По итогам года ФГК, взявшая в аренду парк "УВЗ-Логистики" и 16 тыс. вагонов у "ВЭБ-лизинга", впервые стала лидером по объему парка в управлении с 154 тыс. вагонов (в компании говорят, что ее доля в российском парке -- 14,5%, в СНГ --10,1%). А лидировавшая много лет ПГК утратила позиции после списания 45,5 тыс. вагонов в 2016 году.

В ПГК отмечают, что пересмотрели подходы, сделав ставку на повышение производительности парка. "В 2016 году оборот вагонов сократился с 15 до 12,7 суток, мы ставим цель довести его до 12,5 суток,-- говорят там.-- Таким образом, меньшим числом активов мы выполняем больший объем работ".

ФГК -- лидер и по грузообороту, выросшему на 14,2%, до 364 млрд т км, доля ПГК сократилась на 14,5%, до 309 млрд т км. Но ПГК удержала первое место по перевозкам (189 млн тонн), хотя они и упали на 10,5%, так что с ней сблизилась ФГК, нарастившая перевозки на 10,6%, до 183,1 млн тонн. По мнению авторов рейтинга ("Infoline-Аналитика"), опережение по грузообороту демонстрирует зависимость ФГК от маловыгодных экспортных перевозок угля.

В рейтинге появились и новые крупные игроки -- Первая тяжеловесная компания Сергея Генералова, консолидировавшая "Нитрохимпром" и "Восток1520" (по парку в управлении и перевозкам -- 13-е и 11-е места). Также вчетверо вырос парк в управлении "ТФМ Оператора", учрежденного "Трансфин-М".

"В 2017 году по уровню доходности "золотой сегмент" -- это полувагоны, в котором активно идет консолидация",-- говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его мнению, этот период продлится как минимум до конца года, но уже в 2018 году на фоне роста закупок полувагонов и сокращения списания неизбежно снижение арендных ставок и доходности. В этом сегменте есть перекос, отмечает эксперт, покупают в основном инновагоны, но их избегают отдавать под некоторые грузы или маршруты (под щебень или грейферную разгрузку в портах). По мнению ФГК, дефицит вагонов нивелируется уже в 2018 году, будет происходить коррекция ставок, а основной упор в конкурентной борьбе будет сделан на комплексность услуг. По расчетам Института исследования проблем железнодорожного транспорта, ждать падения ставки пока не стоит -- при росте грузовой базы и дальности ставка до конца года достигнет 2 тыс. руб. за вагон в сутки.

Наталья Скорлыгина

Tоп-20 крупнейших железнодорожных операторов РФ в 2016 году

Источник: Infoline Rail Russia Tор

  Место в рейтинге Перевозки (млн тонн) Грузооборот (млрд тонно-километров) Число вагонов в управлении (тыс.шт.) Выручка (место)
2016 2015        
UCL Rail (ПГК) 1 1 188,8 308,8 129,7 1
ФГК 2 2 183,1 364 154 3
Globaltrans 3 3 92,5 160,7 57,1 4
"Нефтетранссервис" 4 4 99,6 194,8 56,1 5
"Трансойл" 5 5 61,8 103,3 41 2
РТК 6 6 42,3 55 44 9
СУЭК 7 10 36,4 90,9 29 -
"Газпромтранс" 8 8 28,2 53,5 31,4 6
"ЛУКОЙЛ-Транс" 9 9 23,5 29,4 21,8 8
"Новотранс" 10 11 36,9 130,8 28,3 19
"СГ-транс" 11 12 16 28,8 13,8 11
Первая тяжеловесная компания 12 23 22,7 99,8 19,6 21
УГМК 13 14 18,7 59,7 14,9 -
"ТФМ Оператор" 14 66 16,3 24,6 14,1 -
"Рэйлтрансхолдинг" 15 25 16,3 33,9 8,9 26
"СИБУР-Транс" 16 17 9,7 21,9 20 7
"Трансконтейнер" 17 16 13 50 23,2 28
"РН-Транс" 18 24 9,5 17,5 13 10
"Совфрахт" 19 19 17,8 40,9 14,8 -
"ИСР Транс" 20 20 15,1 18,6 6,9 14

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное