45% российских компаний перешли на автоматизацию всех управленческих функций, и крупный бизнес в этом уступает малому. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ.
Руководители компаний рассказали, какие именно процессы чаще всего подлежат автоматизации. Лидирующие позиции, по итогам исследования, заняли следующие направления:
1. Бухгалтерский и налоговый учет
В российских компаниях преимущественно используются системы автоматизации бухгалтерского и налогового учета: их применяют большая часть предприятий (91%), а степень автоматизации учёта равна 4,46 баллов по 5-бальной шкале – это означает, что автоматизированы практически все задачи направления.
2. Документооборот и оперативный учет доходов и расходов
Оперативный учет доходов и расходов, а также документооборот расположены на втором месте (используются на 84% предприятий). Степень автоматизации этих направлений различается незначительно: 4 балла и 3,8 балла соответственно.
3. Управление финансами, управление персоналом и складской учет
Позицию ниже заняли управление финансами (81% и 3,88 балла), персоналом (77% и 3,65 баллов), и складской учет (76%, 3,88 балла).
4. CRM-системы, управление бизнес-процессами
На 71% автоматизировано в российских компаниях управление взаимоотношений с клиентами (CRM), а управление бизнес-процессами – на 73%.
5. Сметное ценообразование и календарное планирование
Гораздо реже используются решения для автоматизации сметной деятельности и календарного планирования. Такие задачи чаще востребованы в проектном бизнесе, например, в строительстве. Сметное ценообразование автоматизировано в 57% компаний, а календарное – в 63% соответственно.
Мнение эксперта
Сергей Антонян, руководитель направления финансовых технологий НАФИ:
– Российский бизнес использует системы автоматизации отечественной разработки. Во многом благодаря многолетнему успеху 1С:Бухгалтерии, безусловным лидером рынка решений для автоматизации учёта является платформа 1С:Предприятие.
Для малого и среднего бизнеса характерно применение неспециализированных продуктов – например, для ведения оперативного управленческого учёта часто используются системы автоматизации регламентированного учёта, или учёт в Excel.
Такой подход возможен на начальном этапе развития бизнеса, пока бизнес-процессы компании простые и понятные, а количество операций невелико.С ростом числа операций и пользователей системы предприятие переходит к «лоскутной автоматизации», а затем к комплексным решениям управления и учёта.