Новости

Краудфандинг. Онлайн-площадки по организации взаимного финансирования могут попасть под регулирование ЦБ

ЦБ подготовил "дорожную карту" по разработке правил работы онлайн-площадок, оказывающих услуги по организации взаимного финансирования (краудфандинга) включая сектор P2P (кредитование гражданами друг друга). Тестирование новых правил пройдет в течение года, по результатам появится профильный закон. Участвующие в эксперименте площадки должны раскрыть бенефициаров, увеличить капитал, идентифицировать инвесторов. Введение регулирования упорядочит рынок, признают эксперты, но может не понравиться международным игрокам. Впрочем, во многих странах, включая США, Великобританию и Италию, подобные правила уже есть.

"Ъ" удалось ознакомиться с "дорожной картой" по развитию краудфандинга, предусматривающей комплекс мероприятий по созданию системы регулирования и функционирования этого рынка. Документ утвержден в июле рабочей группой под руководством главы службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаила Мамуты.

Представить в правительство предложения по развитию "альтернативных механизмов финансирования - краудфандинга, краудинвестинга и краудлендинга" - к 15 октября премьер Дмитрий Медведев поручил Минэкономики и Минфину с участием ЦБ и рабочей группы по созданию международного финансового центра по итогам заседания президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию 25 мая.

Согласно "дорожной карте", целый ряд краудфандинговых компаний, в том числе P2P-площадки (всего около 20 площадок), примет участие в тестировании требований к их деятельности. Их перечень в документе не приводится. По словам участников рынка, это почти все крупные участники рынка из разных сегментов, в том числе Planeta.ru, Boomstarter.ru, "Альфа-поток", "Город денег", Loanberry, Finteca и другие.

В рамках эксперимента, итоги которого будут подведены в июне 2018 года, площадки должны соответствовать разработанным ЦБ стандартам. В частности, сформировать капитал в размере не менее 10 млн руб., раскрыть бенефициаров с долями больше 10%, провести анализ финансового состояния заемщиков и идентификацию инвесторов, разместить программное обеспечение на территории России и др.

По итогам тестирования планируется в течение полугода принять закон о краудфандинге. "Плавный переход к регулированию этого сегмента планируется не ранее 2018 года", - уточнили в ЦБ. По мнению регулятора, условием для перехода к регулированию может быть значительное увеличение масштаба краудфандинговых операций или появление существенных событий риска, таких как возникновение и быстрый рост негативных явлений, создающих угрозу потери гражданами средств.

Дискуссию о необходимости контроля над "взаимным финансированием" в России ЦБ начал примерно полтора года назад. В марте его представители говорили, что могут ввести жесткое регулирование рынка краудфандинга в случае его бурного роста или формирования "негативных практик".

Регулятор определил краудфандинг как механизм привлечения заемных средств либо коллективного финансирования компаний или проектов с использованием интернет-платформ.

Наиболее актуально регулирование для P2P-рынка. Поскольку в такие проекты вовлечены граждане, в данном сегменте нужно в первую очередь минимизировать мошенничество, например создание финансовых пирамид для хищения средств инвесторов, отмечает гендиректор P2P-платформы SimplyFi Алексей Басенко. Также любые кредиторы заинтересованы в получении максимально объективной оценки платежеспособности и долговой нагрузки заемщиков P2P-площадок, что пока весьма затруднительно.

Предлагаемые в рамках теста требования логичны, однако есть ряд недочетов, считают эксперты. Так, по мнению господина Басенко, необходимо определить механизм использования денег инвесторов. "Эти средства надо либо вложить в определенный проект, либо отдать обратно инвестору с прибылью. Иные операции с деньгами инвесторов должны быть запрещены", - уверен он. Неясны и механизм передачи данных в рамках деятельности таких площадок в бюро кредитных историй, ограничения по рекламе.

Юлия Полякова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное