Новости

Блокировка счетов приобрела угрожающие масштабы. С начала года банки заблокированы операции на 180 млрд руб.

Росфинмониторинг подтвердил данные “Ъ” о том, что проблема остановки банками операций клиентов приобрела угрожающие масштабы. С начала года зафиксировано почти полмиллиона таких блокировок на 180 млрд руб. Обжаловать их непросто в силу отсутствия внятного механизма, а с появлением соответствующего черного списка даже единичные отказы фактически лишают клиента доступа к банковским услугам в будущем и множат новые блокировки. Проблема будет обсуждаться в Банке России в ближайшие дни, однако ее решение осложняет нежелание самих банков признавать, что блокировки происходят в рамках черного списка.

С начала года банки приостановили 460 тыс. сомнительных трансакций клиентов, сообщил на встрече с президентом Владимиром Путиным 23 октября глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. По его словам, в итоге «мы не пустили в теневой оборот порядка 180 млрд руб.». Клиенты банков, которым отказывают в проведении трансакций, крайне редко обжалуют подобные действия. По словам господина Чиханчина, в Росфинмониторинг поступило около 1 тыс. заявлений о несогласии с тем, что «не совсем, может быть, правомерно их отстранили от работы с банками». Такую ситуацию с жалобами чиновник назвал «рабочей».

По словам экспертов, на самом деле жалоб бизнесменов значительно больше. Просто основной поток жалоб идет в ЦБ, Росфинмониторинг получает лишь малую часть. Еще порядка 10% клиентов, которым банки приостановили операции, направляют жалобы непосредственно в кредитные организации, поясняет руководитель Центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексей Порошин.

Единого органа по рассмотрению таких жалоб нет. Бизнес-омбудсмен Борис Титов уже предлагал ЦБ заняться разбором этих ситуаций, в частности, наделив специальными полномочиями Службу по защите прав потребителей на финрынке. Но предложение осталось без ответа.

Усугубляет ситуацию появление доводимого до сведения банков черного списка отказников. Его формируют Росфинмониторинг и ЦБ, туда компании и граждане попадают при первом же отказе банка в проведении операции как сомнительной (вне зависимости от того, было ли нарушение в действительности или нет). Список доступен банкам с июня 2017 года, причем только на момент начала рассылки в нем уже было порядка 200 тыс. клиентов.

Механизм исключения из списка на данный момент не предусмотрен, но в текущих условиях необходим, уверены эксперты. Успех предприятия во многом зависит от желания ЦБ работать над подобным механизмом. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются — 26 октября в Банке России состоится встреча с руководством бизнес-ассоциаций и банковских объединений, посвященная задачам методического сопровождения вопросов обслуживания в банках малого и среднего бизнеса. И там вопрос реабилитации будет вновь поднят, отмечают источники “Ъ”.

Однако пока регулятор склоняется в большей степени к разъяснительной работе. «Информация об отказах является важным инструментом для повышения эффективности борьбы с операциями по обслуживанию теневой экономики и финансирования терроризма, но этот инструмент не должен являться единственным основанием в отказе клиентам и затруднять обслуживание добросовестных клиентов,— сообщили “Ъ” в пресс-службе ЦБ.— Банк России ведет работу, направленную на то, чтобы добросовестные клиенты не испытывали дополнительных трудностей».

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное