В ситуации корпоративного конфликта большинство российских предпринимателей опасаются потери денег, времени и репутации. При этом бизнесмены, непосредственно столкнувшиеся с конфликтом в своей практике, чаще отмечают риски именно временных затрат. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного аналитическим центром НАФИ совместно с Национальной Юридической Службой АМУЛЕКС.
На сегодняшний день участниками различного рода корпоративных конфликтов становились 14% компаний. Статистика обращений предпринимателей в Национальную Юридическую Службу АМУЛЕКС² демонстрирует самые частые формы корпоративных конфликтов:
1. Конфликт учредителей, связанный с распределением прибыли компании
2. Сделки, проведенные с нарушением установленного корпоративного порядка
3. Рейдерские атаки и попытки силового отъема ресурсов компании
4. Подача конкурентами исков в суд как генератор негативных новостей для СМИ
5. Использование конкурентами настоящих или «фальшивых» недовольных клиентов, угрожающих компании репутационными потерями
6. Распространение недостоверной или порочащей информации, «черные» PR-кампании
7. Нарушение прав миноритарных акционеров
В ходе опроса НАФИ предпринимателям было предложено ответить на вопрос о том, чего они будут опасаться в первую очередь в ситуации корпоративного конфликта. Половина респондентов (51%) отметили возможную потерю денег, 40% - потерю времени и треть (35%) – вред репутации. Каждый десятый боится потерять контроль над компанией, оказаться в тюрьме или испортить отношения с инвесторами и партнерами. Однако те, кто уже были участниками конфликтных ситуаций, значительно чаще тех, кто не участвовал в спорах, упоминают о риске потери времени (44% против 38% соответственно).
Опасения предпринимателей различны по географическому принципу. Так, в Центральном федеральном округе больше всего остерегаются возникновения репутационных рисков (42%), в Северо-Западном федеральном округе и на Урале беспокоятся из-за потери денег (55% и 59% соответственно). В целом более тревожно настроены жители Южного федерального округа, более спокойно – предприниматели из Сибири.