Новости

Некрупные туроператоры покидают рынок

Спустя четыре года после волны массовых банкротств на фоне кризиса у организованного туризма возникли новые сложности: к концу лета прекратили работу уже восемь компаний. Если в 2014 году речь шла о системных проблемах ведущих игроков, то теперь под удар попал малый и средний бизнес. В результате укрепить позиции на рынке могут крупные туроператоры и системы самостоятельного бронирования.

На рынке организованного туризма новая волна кризиса: с начала года его покинули восемь туроператоров. Так, в июне прекратили работу Raduga Travel, «Матрешка-тур» и Polar Tour. С серьезными финансовыми сложностями столкнулась компания «Натали турс». В июле с рынка ушли «Аврора БГ», DSBW Tours и Intravel Stoleshniki. В августе стало известно о приостановке работы ООО «Туротдых».

Кризис замедленного действия

Главным скандалом текущего сезона стала фактическая приостановка работы одного из старейших туроператоров России — компании «Натали турс». О ее проблемах стало широко известно в конце июня: тогда туроператор заявил о необходимости свернуть чартерные программы на фоне низкого спроса. Спустя несколько дней о прекращении сотрудничества с «Натали турс» заявили и принимающие туристов зарубежные партнеры, ссылаясь на отсутствие оплаты со стороны туроператора. Продажа новых туров остановилась, все реализованные были аннулированы.

По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), речь шла о 30 тыс. пакетов общей стоимостью 1,2 млрд руб. Ответственность туроператора застрахована в «Ингосстрахе» на сумму 50 млн руб. То есть в случае начала выплат за каждый пакет клиентам может достаться всего по 1,7 тыс. руб., что эквивалентно 4,2% от средней стоимости тура, подсчитывали в АТОР. Но даже эти средства получить пока не удается: формально о приостановке деятельности «Натали турс» не заявляла, не начиналось и банкротство компании, то есть формально нет страхового случая.

По информации Ростуризма, работу «Натали турс» обеспечивают четыре юридических лица. Основное — ООО «Панорама тур», именно оно заключало договор со страховщиком. Как следует из данных Kartoteka.ru, учредителем компании, а также входящего в структуру «Натали турс» ООО «Центр туризма "Согласие"» выступает директор казахстанского филиала туроператора Денис Яров. “Ъ” не удалось с ним связаться. Но в интервью отраслевому изданию Profi.travel господин Яров заявлял, что не имеет отношения к хозяйственной деятельности компаний. На бизнесе казахстанского подразделения, по его мнению, проблемы «Натали турс» не скажутся.

Туристы становятся самостоятельными

Сложности туроператорам создал активный сезон раннего бронирования, в период которого спрос превышал прошлогодние продажи на треть. На этом фоне многие игроки сформировали очень обширные летние программы. Но, по оценкам представителя OnlineTur.ru Игоря Блинова, в итоге произошел не общий рост, а просто перераспределение продаж в сторону раннего бронирования. В результате продажи по многим популярным пляжным направлениям в летние месяцы оказались на 10–30% хуже прошлогодних. Многим компаниям пришлось ввести дополнительные скидки и акции, стимулируя продажи.

Гендиректор Biletix Александр Сизинцев считает, что этим летом клиентская аудитория туроператоров стала одной из точек роста сервисов самостоятельного бронирования. «Ничего необычного в этом нет: предыдущая волна банкротств в 2014 году способствовала росту объема рынка самостоятельных путешествий примерно на 5–7%»,— поясняет топ-менеджер. Господин Сизинцев приводит в пример Турцию, которая традиционно считается туроператорским направлением. Согласно оценкам Biletix, на период бархатного сезона (сентябрь—октябрь) продажи авиабилетов в Стамбул выросли почти вчетверо к аналогичному периоду 2017 года, курортная Анталия показала увеличение в 6,5 раза.

Долю банкротов забирают конкуренты

Несмотря на то что продажи туроператоров сокращаются, участники рынка уверены: говорить о кризисе пока рано. Гендиректор Level.Travel Дмитрий Малютин объясняет, что ключевое отличие текущей ситуации от 2014 года в составе банкротящихся компаний. «Четыре года назад с рынка уходили крупные игроки, это создавало действительно серьезные проблемы, сейчас же деятельность прекратил лишь один значимый игрок, все остальные по факту практически не влияли на рынок»,— говорит он.

По оценкам топ-менеджера, хотя негативный информационный фон действительно заставил многих туристов волноваться, спад продлился лишь пару недель. С этим согласен советник главы Ростуризма Дмитрий Горин. По его мнению, серьезным ударом для рынка стали лишь проблемы «Натали турс». «Это вызвало репутационный кризис, туроператор занимал не более 1% рынка, но воспринимается обычными людьми как крупная компания»,— объясняет он.

Число работающих в России операторов выездного туризма сокращается уже не первый год. По данным Ростуризма, сейчас международным туризмом в стране занимаются 580 туроператоров. За последние пять лет этот показатель снизился почти в 3,5 раза: в 2013 году в реестр ассоциации «Турпомощь» (участие в ней обязательно для туроператоров) было включено более 2 тыс. компаний. Наиболее заметно число внесенных в официальных реестр туроператоров сократилось в 2014–2016 годах с 1,7 тыс. до 634 организаций. Дмитрий Горин предполагает, что тенденция сохранится. «Часть туроператоров просто уйдет с рынка, часть — переориентируется на агентский бизнес»,— поясняет он.

Этот процесс господин Горин называет консолидацией рынка. По его оценкам, сейчас 20 крупнейших туроператоров генерируют около 80% выездного турпотока, а четыре года назад те же 80% рынка делили между собой 50 компаний. Эксперт предполагает, что массовое банкротство небольших компаний этим летом лишь усилит позиции крупных игроков, их доля вырастет до 81–83%.

Уходят домохозяйки и фрилансеры

Более того, отмечает Дмитрий Горин, консолидация затронула не только туроператорский, но и агентский рынок. По его оценкам, число активных компаний здесь заметно сокращается. При этом, добавляет президент Союза туристических агентств Сергей Голов, проблемы возникают лишь у небольших игроков. «Крупные сети, которые входят в наш союз, не испытывают особых сложностей, с рынка уходят в основном индивидуальные предприниматели — по сути, это домохозяйки и фрилансеры, которые реализовывали по несколько туров в месяц»,— объясняет он.

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин добавляет, что проблемы небольших компаний тоже могут создать сложности туроператорам, например в регионах, где работают небольшие игроки. Господин Ромашкин рассказывает, что продажи некоторых компаний в начале июля просто остановились. «Так, один из наших региональных партнеров фактически не может заниматься реализацией продукта, поскольку все менеджеры были заняты консультированием туристов "Натали турс"»,— вспоминает он.

Александра Мерцалова

 

По материалам Коммерсантъ

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное