Новости

Неэкспортивное поведение. Минпромторг и РЭЦ втрое снизили бюджетную субсидию для экспортеров на транспортировку продукции

На фоне деклараций об активной поддержке экспорта и переориентации на него госдотаций правительство неожиданно обрезало один из таких инструментов. Минпромторг и РЭЦ втрое снизили возможную бюджетную субсидию для экспортеров на транспортировку продукции — теперь она может достигать лишь 7% от общей суммы контракта против прежних 25%. Участники рынка полагают, что власти хотели отсечь от поддержки наименее технологичные лесную и цементную промышленности: они выбирают значительную часть выделенных средств, которых и так не хватает. Однако в результате под угрозой оказались контракты в удаленные страны машиностроителей, включая автопром.

Российский экспортный центр (РЭЦ) 19 февраля уведомил российских экспортеров о снижении компенсации затрат на транспортировку продукции, рассказали источники “Ъ” в машиностроительной отрасли. Правительство компенсировало экспортерам затраты исходя из объема договора поставки. В 2017–2018 годах соотношение договора и субсидии, т. н. результативность субсидии, составляло 1:4 (четыре рубля стоимости контракта на рубль субсидии). В понедельник Минпромторг и РЭЦ подписали допсоглашение к агентскому договору, снижающее этот показатель до 1:14. Это распространяется и на ранее поданные заявки на субсидии (с 1 января), по ним РЭЦ должен провести перерасчет. В Минпромторге от комментариев отказались.

В 2017 году транспортные субсидии составили 6,6 млрд руб. Выделенные в бюджете на эти цели в 2018 году 9 млрд руб. были исчерпаны к концу лета, и Минпромторг пытался согласовать выделение дополнительных средств. В итоге годовое финансирование составило 14,6 млрд руб., но и этих средств не хватило на покрытие затрат всех участников программы, говорят источники “Ъ” в машиностроении. В 2019 году на программу выделено лишь 5 млрд руб.

Против сокращения субсидии уже выступили экспортеры с действующими контрактами. Компания «РМ Рейл» (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски) 18 февраля направила письмо на имя вице-премьера Юрия Борисова (возглавляет российскую часть российско-кубинской межправкомиссии). В нем гендиректор «РМ Рейл» Павел Овчинников пишет, что 30 октября 2018 года компания заключила договор о поставке на Кубу в 2018–2020 годах грузовых вагонов на €50 млн. При определении цены контракта учитывалась субсидия в 25% (фактические затраты на транспортировку в Латинскую Америку — 25–30% от цены).

«Снижение субсидии с 1 января в три раза ведет к разрыву заключенного при вашем председательстве в рамках МПК контракта на поставку вагонов в Республику Куба»,— предупреждает господин Овчинников, отмечая, что непосредственный ущерб для «РМ Рейл» — отказ от экспортных контрактов на 5 млрд руб. Компания просит вице-премьера либо не менять коэффициент эффективности для договоров, заключенных до 1 января, либо ввести повышающий коэффициент для расстояний свыше 4 тыс. км, либо рассчитать субсидию по-старому для заявок, поданных в январе. В «РМ Рейл» подтвердили “Ъ” подлинность письма.

Источники “Ъ” в автопроме сетуют, что основной объем субсидии (до 70%) выбирают не машиностроители, а включенные позднее в программу отрасли: леспром, производство цемента, гипса и т. д. Право на субсидию имеют экспортеры высокотехнологичной продукции, перечень которой утверждается Минпромторгом. 15 февраля на regulation.gov.ru появилась новая редакция перечня, но и в нем фигурируют спорные статьи, например, «древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста». Источник “Ъ” в машиностроении говорит, что средний коэффициент эффективности субсидий находится в пределах от 1:20 до 1:40. Он полагает, что теперь Минпромторг отсекает субсидирование экспорта цемента и леса. Представители леспрома на запросы “Ъ” не ответили.

Наталья Скорлыгина, Ольга Никитина, Ольга Мордюшенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное